На чём лучше ездить: личный автомобиль, такси или каршеринг

Тинькофф Банк › Блог › Что выгоднее — каршеринг или свой автомобиль?

Посмотрите на пробку в столице — может показаться, что половина москвичей отказалась от личного транспорта в пользу каршеринга. Разукрашенные автомобили разных операторов бросаются в глаза и создают визуальное ощущение численного превосходства.

На самом деле, это не так. В Москве работает 16 операторов каршеринга, которые вместе предоставляют доступ примерно к 15 000 автомобилей. В сравнении с 5,6 млн зарегистрированных в Москве машин это ерунда. Но в отличие от личного транспорта каршеринговые машины почти не простаивают, поэтому так заметны. В прошлом году мы просили драйвовчанина Артёма Ачкасова посчитать, во сколько обходится владение личным авто в Москве. Теперь он делится с читателями опытом использования каршеринга и проверяет, действительно ли он выгоднее личных авто. В конце статьи — условия конкурса.

Дисклеймер: Все ситуации и оценки в тексте ниже — личный опыт и мнение автора.

В прошлой статье для блога Тинькофф Банка я проанализировал стоимость владения собственным Skoda Rapid. Получилось 17 рублей на километр при пробеге 7000 км в год. Пробег маленький, потому что на Шкоде, в основном, ездят члены семьи, а я сам — на тестовых автомобилях и каршеринге.

Покопался в логах своих каршеринговых приложений и понял, что чаще всего ездил до пробок, в утреннее время. Обычно это 10 км за 15 минут — примерно 100 рублей в денежном эквиваленте. Одной из самых дорогих стала поездка на новеньком Mercedes-Benz E200 в субботу днем. Тогда я преодолел 11 км за 20 минут и заплатил 225 рублей.

У всех операторов каршеринга одинаковый принцип ценообразования: основной тариф поминутный, как опция — посуточный. Очевидно, что главный принцип экономии на каршеринге — ехать, а не стоять.

Некоторые операторы поначалу предлагают демпинговые тарифы — менее четырёх рублей за минуту пробега. Если взять такую машинку и поехать на ней куда-нибудь ночью, когда нет пробок — получатся цифры, которые заставят плакать любого автовладельца. Это крайность, а 1 км за две минуты с максимальной таксой в 8 рублей за минуту — более чем реальная картина при условии, что вы будете пользоваться каршерингом правильно. Один километр пробега в этом случае стоит не больше 16 рублей, а это дешевле владения моим Rapid в Москве. Напомню: в моей модели эксплуатации практически не были задействованы платные парковки, каско я делал всего два года из четырёх.

Если бы парковался на своей машине у многочисленных офисов, куда я езжу на встречи, то в день тратил бы от 300 до 1000 рублей. Если тратить на парковку всего 300 рублей в день и предположить, что я парковался так 100 дней в году, то за 3 года это будет 90 тысяч рублей! В моей модели эксплуатации это означало бы увеличение стоимости владения за 3 года до 19,8 рублей за километр.

С каршерингом не нужно платить за городскую парковку, это очень удобно. Приехал к офису, запарковался, завершил аренду, а через пару-тройку часов сел в другой автомобиль, которых у бизнес-центров всегда много. Получается, что среднему сотруднику любого предприятия в пределах ТТК (а часто и за его пределами) в условиях существования в пределах шаговой доступности только платных парковок выгоднее пользоваться каршерингом, нежели личным автомобилем.

Фундаментальный принцип рационального использования каршеринга — чёткое соблюдение условий договора. Иногда он может занимать сотню страниц, но большинство пользователей его даже не читает, просто нажимает «я согласен, поехали».

Однако в договорах немало условий, соблюдение которых обязательно, а также прописаны штрафы за нарушения. Причём не только ПДД!

Разумеется, помимо штрафов за нарушения условий договора, вы оплачиваете все прочие штрафы, связанные с эксплуатацией автомобиля в ваш период аренды — за нарушение правил парковки, превышение скорости и так далее. Эти штрафы могут быть больше, чем если бы вы нарушили на своем авто, и вот причины:

— В ряде случаев оплатить штраф с 50% скидкой не получится. У каждого оператора свои условия, читайте об этом в договоре.
— Штраф за превышение скорости на 40-60 км/ч выписывается на автомобиль. Скидка положена всего один раз, а на каршеринговой машине нарушение скорее всего будет повторным.
— Автомобиль оформлен на юрлицо и за парковку на газоне выпишут штраф 300 000 рублей. Захочет ли оператор его оспаривать, говоря, что за рулем было физлицо, или ему будет проще снять деньги с вас, большой вопрос.
— У многих операторов к сумме штрафа прибавляется некий административный сбор — 10% от суммы штрафа за возню с бумагами.

Все штрафы автоматом списываются с карты арендатора. Если сразу после поездки обнулить счёт, то на штраф начислят пени, скажем, 5% в сутки. Рано или поздно за этими деньгами придут судебные приставы.

Большинство компаний устанавливает на свои автомобили телематическое оборудование, необходимое для отслеживания вашего стиля езды и фактических нарушений, — так каршеринг дисциплинирует водителя. Одного относительно резкого торможения за всю поездку достаточно, чтобы ваш стиль вождения оператор признал неудовлетворительным. А если вы еще и скорость превысите или нажмете педаль газа в пол… Штрафов за это пока нет, но это пока. Уже сейчас, например, служба безопасности Яндекс.Драйва звонит водителю при превышении им скорости на допустимые +19 километров в час и просит быть поспокойнее — уверен, со временем придут и реальные штрафные санкции.

Вывод тут такой — каршеринг решительно не подходит тем, кто не умеет читать написанное мелким шрифтом, и тем, кто любит нарушать правила дорожного движения. Любое нарушение обойдется дороже, чем на собственном автомобиле.

С личным автомобилем все понятно. У вас тот страховой продукт, который вы выбрали самостоятельно — на условиях, которые вас устраивают. В случае с каршерингом важно не покупаться на красивые галочки в приложениях типа «включить опцию каско», а опять же внимательно читать договор. У большинства операторов подключенная опция каско «Не волнуйтесь, теперь все ваши поездки застрахованы!» работает с франшизой от 15 000 до 70 000 рублей. Арендатор платит эти деньги при любом ДТП, если в протоколе не будет четко обозначен другой виновник. Автомобиль новый, не такой уж дешевый, ущерб оценивается исходя из специальных, максимальных, так называемых «страховых» расценок официальных дилеров. Микроскопическая трещина в бампере или крошечная вмятина на кузовной панели — это однозначно замена.

При этом опцию каско отключать все же не стоит — без неё есть риск уйти в минус на несколько сотен тысяч рублей плюс комиссии за простой автомобиля и утраченную выгоду оператора. Да-да, или вы не читали договор? Если читали, наверняка обратили внимание, что размер этой «упущенной выгоды» договором никак не регламентирован.

Внимательно читайте договор и в случае ДТП чётко следуйте регламенту оформления. В случае с каршерингом подводных камней тут несколько больше, чем с собственным автомобилем, хотя общий принцип тот же — в любом ДТП должен быть чётко зафиксирован виновник, и лучше, чтобы это были не вы.

Еще один аспект использования каршеринга настолько очевиден, что арендаторы часто упускают его из виду. Любое повреждение автомобиля, не зарегистрированное во внутренней системе оператора до начала вашей аренды и отмеченное следующим арендатором, автоматически относится на ваш счет. Оператор допускает нормальный износ деталей. Появление небольших царапин и вмятин — эксплуатационная норма, но на случаи ДТП все это не распространяется. Оператор может трактовать любое повреждение как захочет.

Однажды у моего приятеля просто списали с карты 15 000 рублей за повреждение переднего крыла автомобиля, которое обнаружил на автомобиле следующий арендатор. Мой приятель полагает, что крыло было абсолютно целым, но фотографий он не делал, да и не особо присматривался к грязному автомобилю. Доказать свою правоту в такой ситуации возможно, но для этого нужно сформировать маниакальный подход к использованию каршеринга.

Как быть: до начала и после окончания аренды необходимо провести полную фотосессию автомобиля со всех ракурсов. В кадр должны попасть все кузовные детали и стекла, шины и колесные диски, коврики, кресла, запасное колесо и ремнабор в багажнике, а также фотографии автомобиля с привязкой к местности. Важно, чтобы в EXIF файла также сохранялись геоданные — для этого в настройках смартфона нужно включить геолокацию. Также важно заранее убедиться, что системное время соответствует реальному. Оно пишется в EXIF.

Дальше в приложении каршеринга следует зафиксировать все потёртости, сколы, вмятины и прочие повреждения. Только после этого можно нажимать кнопку «подписать договор аренды». Со своим автомобилем быть таким дотошным нет нужды. Но если хотите экономить на каршеринге — нужно четко следовать духу описанной выше инструкции.

Мой автомобиль — моя ласточка. Я буду его холить и лелеять, заливать лучшее масло, ставить качественные запчасти, мыть и полировать. В багажнике у меня всегда есть и салфетки, и губки, и необходимая автокосметика.

Каршеринговый автомобиль чужой всем: тем, кто на нем ездит, кто его обслуживает и кто им владеет. Арендаторы убивают и пачкают (в том числе биологическими жидкостями), курят и относятся к ним по-скотски. Те, кто эти несчастные автомобили обслуживает, часто делают это с минимальными затратами — ставят самые дешёвые запчасти в самых дешёвых мастерских. Чтобы в этом удостовериться, достаточно присмотреться к маркировкам на стёклах.

Многие операторы каршерингового автопарка не брезгуют безродными расходниками неизвестного качества. Если на стекле написано Benson, XYG или КМК — знайте, на ремонте этого автомобиля жестоко экономят. Думаю, нет нужды говорить, что со своей машиной никто в здравом уме так обращаться не будет.

Как-то я приехал в Питер на деловую встречу. Бизнес-класс «Сапсана», чай в красивом подстаканнике. Величественная архитектура, запах моря и болот. Шагаю к заблаговременно арендованному автомобилю и попадаю в историю про «ожидания и реальность». Автомобиль был покрыт плотной скорлупой из грязи. Внутри этот киндер-сюрприз, похоже, никогда не мыли. Стояла омерзительная вонь. Когда я брезгливо сел в более-менее чистое кресло и положил руки на руль, понял, что влип. Ладони в прямом смысле прилипли к рулю. Я ведь еду на деловую встречу: как пожать руку тому, кто меня встретит? Рисковал не доехать — подвеска гремела так, будто ее не было, автомобиль тянуло в сторону, через затертое дворниками ветровое стекло почти ничего не было видно.

Со встречи ехал на такси. Водитель оказался агрессивным и неумелым идиотом. По дороге на вокзал он дважды рисковал стать виновником смертельного ДТП. Но я хотя бы ни к чему не прилипал.

Эти фото — ерунда в сравнении с неисправным вакуумным усилителем тормозов и двигателем, который глохнет при каждой остановке. Со всем этим я сталкивался лично, деньги за испорченную поездку мне ни разу не возвращали — просто потому, что это не предусмотрено договором аренды.

Если арендатор со всем согласился и поехал — значит подтвердил, что автомобиль его устраивает. В этой ситуации выводы очень простые: внимательнее осматривайте автомобиль, возите с собой одноразовые перчатки и влажные салфетки, и в случае каких-то поломок сразу прекращайте аренду и сообщайте оператору о проблеме. Этот момент не пересчитать в деньгах. Каждый волен решать сам — ездить в своём автомобиле и ухаживать за ним, либо соглашаться на сюрпризы в каршеринге.


Поездка в аэропорт

В теории один из самых сладких способов использования каршеринга — поездка в аэропорт. Ранним утром она стоит примерно 300 рублей вместо тысячи на такси и 500 на Аэроэкспрессе. Главное отличие поездки на каршеринге вот в чём: в случае ДТП арендатор обязан остаться рядом с автомобилем на неопределённо долгий период. Мелкое ДТП, водитель не виноват, всего пара царапин — не важно, опоздание на рейс гарантировано. В случае с такси вы просто меняете машину. В случае с собственным авто можете оформить европротокол, или договориться о компенсации на месте, взяв с другого участника ДТП расписку, что он не имеет претензий и законно покинуть место ДТП, как будто его и не было вовсе.

При использовании каршеринга на обратном пути из аэропорта в город арендатор в случае того же Шереметьево преодолевает два задания незапланированного квеста: найти автомобиль на парковке и договориться, чтобы тетушка выпустила за территорию — найденная в машине парковочная карта точно устарела. Машина в аренде, нужно сложить чемоданы в багажник, поставить машину в режим ожидания и идти в будку оформлять документы.

Вот почему я стараюсь ездить в аэропорт на аэроэкспрессе. Каршеринг беру по пути домой, но только если летаю налегке. Использование личного автомобиля на этом направлении тоже не очень-то выгодно — если вы летите на несколько дней, то придется отдать немаленькие деньги за парковку, а в случае ДТП, которое станет причиной спора о виновности между его участниками, вы точно так же пропустите рейс.

С точки зрения стоимости километра пробега загородная поездка на каршеринге представляется выгодной. Если нет пробок, то при движении со скоростью 90 км/ч удельная стоимость пользования падает до невероятных 5 рублей 33 копеек за километр пробега. При этом не нужно платить за заправку. Точнее, если заправиться все же придется, каршеринг сделает скидку.

Дальше начинаются тонкости. Завершить аренду на дачном участке невозможно. Это значит, что автомобиль будет находиться в режиме парковки. Также многие операторы устанавливают лимит максимального пробега в сутки в 70-100 километров. Для поездки на дачу этого может быть недостаточно.

Подобные лимиты есть и в суточных пакетах — когда арендатор платит не за минуты, а сразу за сутки. Солярис в «Делимобиле» на сутки с лимитом пробега 70 км обойдется в 1999 рублей. Стоимость километра пробега составит 28 рублей и 56 копеек. Лимита суточного пробега нет у Яндекс.Драйва, но в целом по рынку математика схожая, равно как и тренд на уменьшение лимита суточного пробега.

Минимальный тариф сервиса — 5 рублей за минуту. Предположим, вы взяли такую машину в Яндекс.Драйве и едете по пустому скоростному шоссе со средней скоростью 90 км/ч. Километр будет стоить 3 рубля 33 копейки. Дальнейшая выгода зависит от того, сколько автомобиль проведет в режиме ожидания. Предположим, это 6 часов. По тарифу ожидания 2 рубля 50 копеек за минуту мы получим 900 рублей. Условная поездка на 100 километров туда и столько же обратно в идеальных условиях может стоить 1566 рублей, ее удельная стоимость составит 7 рублей 83 копейки за километр. Минимум вдвое дешевле, чем на своей! Если же в режиме ожидания провести 18 часов, удельная стоимость составит 16 рублей 83 копейки, что сопоставимо с личным авто.

При поездках за город важно внимательно читать договор и не превышать лимит. Если это случится, могут насчитать по 5-10 рублей за каждый километр перепробега или наложить фиксированный штраф. В договорах некоторых операторов прописана ответственность за использование автомобиля вне дорог. Обычно цена штрафа начинается с 50 000 рублей. Теоретически его могут выписать на основании данных телеметрии и геопозиционирования. Ваша дачная грунтовка на карте для каршеринга легко может стать участком бездорожья.


Путешествие на каршеринге

Некоторые каршеринги — например, Rentmee — позволяют ездить далеко. Например, на нем можно доехать из Москвы в Санкт-Петербург. В режиме поминутной аренды попросят 6 рублей за минуту аренды и 2 минуты в режиме парковки, суточный лимит — 100 километров. Максимальную выгоду можно получить при поездках на 50 км в одну сторону, либо на 100, но без обратного пути.

Суточный тариф 1200 рублей в сутки выгоднее, ведь лимит в нем уже 200 км. Доплата за превышение — 5 рублей за каждый километр. Условные 700 км пути из Москвы в Санкт-Петербург без учета платных дорог (предположим, время нам не важно — платим-то за сутки) будут стоить 1200 рублей тарифа + 2500 рублей перепробега или 3700 рублей в одну сторону. Но это не все. Особенность суточного тарифа Rentmee — не включенная в стоимость цена топлива. При среднем расходе 8 литров на сотню, мы израсходуем минимум 56 литров бензина по 45 рублей за литр, итого до Санкт-Петербурга — 6220 рублей. Средняя стоимость километра составит 8,88 рублей, что довольно выгодно.

Для действительно дальних путешествий каршеринг не подойдет — зона использования ограничена правилами сервиса.

Читайте также:  Как снять автомобиль с учёта без автомобиля

Итак, может ли каршеринг быть дешевле собственного автомобиля? Конечно же, может!

За четыре года использования этого сервиса у различных операторов, я не заплатил ни единого штрафа. Но чтобы «лайфхак» не превратился в «попадос», нужно внимательно читать договор, неукоснительно соблюдать его условия, выполнять все требования ПДД и быть настоящим «Ревизорро» при приёмке автомобиля. Я так и поступаю — всегда закладываю 10 минут на осмотр и фотографирование автомобиля и никогда не делаю это в спешке. Это помогает мне считать каршеринг реальной альтернативой личному автомобилю.

Слово «альтернатива» тут ключевое: все выгоды каршеринга становятся менее очевидны, если у вас всё ещё есть собственный автомобиль. Пока вы наслаждаетесь выгодой каршеринга, он простаивает, ржавеет, теряет стоимость, а вы оплачиваете налоги и страховку.

Такая вот арифметика.

А теперь обещанный конкурс.

Тинькофф запустил конкурс для драйвовчан. Чтобы гарантированно забрать приз, вам нужно самим подписаться на блог Банка, призвать к этому читателей своего блога на Drive2 и поделиться советами об экономии на автомобилях. За это вы получите 399 кредитов Drive2 и будете претендовать на суперпризы, включая 15 000 баллов на карту Tinkoff Drive. Подробности — читайте тут.

Сравниваем каршеринг и такси: что выгоднее, комфортнее

Рынок каршеринга в крупнейших городах России постоянно растет. Подобное бурное развитие сервисов, предоставляющих услуги краткосрочной ренты легковых автомобилей, объясняется удобством, высоким уровнем обслуживания, а также выгодными тарифами и возможностью выбрать наиболее подходящий автомобиль из автопарка каршеринг-сервиса. Рынок каршеринга уже продолжительное время оказывает давление на службы такси, так как они в определенной степени делят рынок, поэтому нужно выяснить, в чем заключается разница между такси и каршерингом, что дешевле из них, а также что в целом лучше: каршеринг или услуги такси.

Что обойдется дешевле: такси или каршеринг

Главным параметром, с помощью которого люди оценивают привлекательность той или иной услуги, является цена. Поэтому при выяснении того, что лучше: такси или каршеринг, нельзя обойти разницу в стоимости этих услуг.

При этом стоит помнить о том, что в зависимости от специфики маршрута, наличия или отсутствия пробок, времени суток и продолжительности поездки, будет серьезно отличаться разница между стоимостью услуг такси или каршеринг-сервисов.

Так, к примеру, ввиду того, что оплата за краткосрочную ренту легкового автомобиля в каршеринге осуществляется поминутно, то при попадании в затяжную пробку клиенту придется заплатить деньги за фактический простой автомобиля. При этом оплата услуг такси осуществляется исключительно за проеханное расстояние. Поэтому если идет речь о необходимости быстро добраться после работы домой в час пик, рекомендуется выбирать такси в качестве средства передвижения, так как услуги подобных сервисов будут существенно дешевле каршеринга, в особенности если город будет забит пробками.

Также на разницу в стоимости кратковременной аренды машины и услуг такси будет влиять дальность поездки, о чем будет подробней сказано чуть ниже.

Одним из главных преимуществ такси перед каршеринг-сервисами является то, что услугами таксомоторных компаний могут воспользоваться в том числе и несовершеннолетние, а также люди, не имеющие водительского удостоверения, или те, кто по состоянию здоровья не способен управлять легковым автомобилем.

Если маршрут короткий

Если речь идет о коротких маршрутах, то, по мнению опытных пользователей и экспертов рынка пассажирских перевозок, стоит отдать предпочтение такси. Это связано, главным образом, не с экономией средств, так как услуги такси будут в любом случае дороже каршеринга, а с отсутствием необходимости искать самостоятельно ближайший свободный автомобиль, принадлежащий каршеринг-сервису.

Если же для пользователя параметр экономии является самым главным, то ему все же стоит пользоваться краткосрочной арендой автомобилей. Правда, нужно помнить о том, что далеко не всегда возле человека рядом находится свободный для аренды автомобиль.

При длительной поездке

Хорошо проявляют себя каршеринг-компании при необходимости совершения дальних поездок. Стоимость услуг такси при поездке, например, на дачу, которая расположена на расстоянии 100 километров от города, обойдется в несколько тысяч рублей. При этом остается не совсем понятным, как добираться с дачи обратно домой, так как такси-сервисы крайне редко позволяют заказывать автомобили из деревень или дачных поселков, находящихся на серьезном удалении от городской черты.

Кроме того, большинство каршерингов дает возможность взять машину в аренду на сутки. Аренда бюджетной иномарки на 24 часа обойдется приблизительно в 2-3 тысячи рублей, в зависимости от компании. Это позволит без особых хлопот съездить за город, отдохнуть на даче и даже там переночевать, не думая о том, на каком транспорте придется добираться домой.

Для экономии средств при совершении дальних поездок рекомендуется отдавать предпочтение аренде бюджетных автомобилей, что поможет сэкономить пару тысяч рублей, если речь идет об использовании транспортного средства на протяжении суток.

Какой сервис комфортней

Что же касаемо комфорта, то все зависит не столько от типа выбранного сервиса, сколько от избранного пользователем тарифа.

Компании, предоставляющие услуги каршеринга, могут предложить в аренду автомобили как бюджетного класса, так и машины премиальных марок, имеющие все необходимое оснащение для обеспечения максимального комфорта, безопасности и удобства движения.

Многие службы такси также предлагают своим клиентам возможность заказа автомобилей с повышенным уровнем комфорта. Правда, в этом случае такси все же обойдется в среднем несколько дороже, чем аренда на определенное время премиальной машины.

Важно! При рассмотрении вопроса комфорта нельзя забывать и о том, что при заказе такси клиенту достаточно находиться в одной точке. Ожидать подачу машины такси-сервисом можно и дома, что очень удобно, так как водитель после того, как подъедет, сообщит пассажиру о своем прибытии.

С арендой машины в каршеринге ситуация несколько иная. Это связано с тем, что клиент будет вынужден самостоятельно заниматься поиском автомобиля, используя интерактивную карту, встроенную в фирменное мобильное приложение каршеринг-сервиса. После выбора с помощью карты подходящего автомобиля система предоставляет в среднем 20 минут времени клиенту для того, чтобы он успел добраться к транспортному средству, а также провести его внешний осмотр на предмет присутствия или отсутствия косметических дефектов.

Нельзя забывать и о том, что воспользоваться каршерингом можно лишь при условии наличия водительского удостоверения, достижения 21-летнего возраста и минимального водительского стажа в два года. Такси же может заказать любой человек, даже подросток или ребенок. Кроме того, пользуясь услугами таксомоторных служб, человеку не нужно волноваться за автомобиль и переживать за то, что он может попасть в аварию.

Куда лучше отдать автомобиль в аренду: такси или каршеринг

На сегодняшний день автовладельцы могут получать дополнительный доход с помощью своего автомобиля путем сдачи его в службу такси. Кроме того, некоторые каршеринг-сервисы, работающие по принципу посредников, могут предложить достаточно неплохие финансовые условия собственнику машины для ее сдачи в краткосрочную аренду другим людям.

С точки зрения финансового дохода, сдача в такси машины может принести куда больший доход, чем сдача автомобиля в каршеринг, в особенности если транспортное средство будет работать в круглосуточном режиме. Правда, нужно учесть, что в такси, как правило, машины никто не жалеет, это касается как водителей, так и их пассажиров.

При этом стоит отметить, что большинство компаний, работающих на рынке каршеринга, позволяют таксовать своим клиентам на арендуемых автомобилях. Исходя из того, что пользователи могут таксовать на каршеринге, можно сделать вывод о том, что износ основных узлов и агрегатов транспортного средства при работе в такси или каршеринге будет приблизительно одинаковым.

Таким образом, человек должен будет принять сам решение о том, куда ему стоит сдать свою машину. Но при этом нельзя не учесть то, что автомобиль будет эксплуатироваться в жестких условиях города, что приведет к скорым поломкам, которые могут лечь на плечи автовладельца.

Сравнение выгод каршеринга с такси и личным автомобилем

В крупных городах содержание собственного автомобиля обходится всё дороже: кроме больших трат на горючее, приходится отдавать немалые суммы за страховой полис, ежегодный налог и техобслуживания. Учитывая перегруженные дороги и острейший дефицит парковочных мест, ежедневные поездки на работу/домой становятся невыгодными как с точки зрения временных, так и финансовых трат.

До недавних пор альтернативой собственному автотранспорту было только такси, но сегодня ситуация постепенно меняется, а услуга каршеринга, или аренды машины на непродолжительное время, становится всё более востребованной. Рассмотрим, в каких случаях и насколько выгодным является этот сервис по сравнению с традиционными способами передвижения.

Достоинства и недостатки личного авто

Отметим, что большинство плюсов пользования собственным транспортом является одновременно и минусами краткосрочной аренды. Перечислим основные из них:

  • личный автомобиль можно оставлять где угодно (в пределах разрешённого). Вы всегда будете уверены в том, что там, где вы оставили машину, там она будет и завтра. С каршерингом такой исход не гарантирован: оставив авто на паркинге, на следующее утро вы можете там его не увидеть;
  • салон своего автомобиля можно обустроить по своему вкусу, возя с собой множество личных вещей, которые делают вашу жизнь комфортнее. С арендованным авто такой фокус не проходит. Более того, в таких автомобилях зачастую отсутствует самое необходимое, включая ходовой инструмент;
  • на своей машине можно ездить, где заблагорассудится, в то время как при каршеринге вам будет прописано не покидать пределы определённой зоны. После окончания аренды автомобиль нужно оставлять в строго определённых местах;
  • в арендованной машине действуют строгие правила: не курить, не возить домашних животных, не отдавать управление в руки других лиц (жены, сына), не перевозить крупногабаритный вещи, не оставлять пустым бензобак – за все эти действия предусмотрены штрафы. С личным автомобилем такие проблемы – это нонсенс.

Впрочем, владение собственной машиной не лишено и серьёзных недостатков:

  • главный из них – такая роскошь требует серьёзного вложения капитала. С накоплением требуемой суммы в последнее время возникают сложности, связываться с кредитом согласны далеко не все. Так что остаётся использовать для передвижения по городу либо общественный транспорт, либо такси. Либо арендовать автомобиль, что зачастую выгоднее первых двух вариантов;
  • все вопросы, связанные с ежедневным обслуживанием автомобиля, при каршеринге отпадают. Вам не нужно заботиться о посещении автомоек, не нужно платить транспортный налог и покупать полис КАСКО/ОСАГО, тратиться на комплект новой резины и в положенное время посещать автосервис. Вся эта рутина на самом деле отнимает массу времени и сил. Даже заправляться нужно гораздо меньше – во многих случаях автомобиль уже заправлен;
  • как только вы покинули арендованный автомобиль, вы снимаете с себя любую ответственность. О своём авто так не скажешь, забота о его сохранности будет преследовать вас всё время;
  • если требуется поездка только в одну сторону (типичный пример – в аэропорт), на личном авто этого не сделать, если вы не боитесь оставлять машину на длительное время неизвестно где;
  • используя каршеринг, вы получаете возможность протестировать самые разные марки и модели, в том числе и премиальные, аренда которых будет стоить несколько дороже.

Плюсы и минусы использования такси

С личным транспортом мы разобрались, остаётся выяснить, что лучше, каршеринг или такси. Таксомоторный парк сегодня велик как никогда: только в Москве ежедневно на улицы мегаполиса ежедневно выезжает порядка 50 тысяч автомобилей, готовых довезти вас в любую точку города и за его пределы.

С точки зрения удобства заказа тоже имеется очевидный прогресс: вместо звонка диспетчеру можно делать заказ через мобильное приложение, достаточно зарегистрироваться в понравившемся сервисе. Более того, некоторые таксофирмы предлагают оформить услугу в один клик: автомобиль приедет туда, где вы находитесь, определив ваши геокоординаты через спутниковую систему позиционирования.

Есть возможность указать начальную/конечную точки маршрута, чтобы совершать поездки по заранее определенной стоимости. Можно выбирать компании с наиболее удобной формой оплаты, за километраж или фиксированную.

  • в рабочие дни использование такси выгоднее, особенно в часы пик. Причина проста – таксомоторный автомобиль может миновать заторы, двигаясь по выделенной полосе. Но если дороги более-менее свободны, это преимущество сходит на нет, времени на поездку уходит примерно одинаково;
  • сегодня сервис такси развит настолько, что среднее время ожидания приближается к пяти минутам. С каршерингом всё не так однозначно, свободный транспорт может находиться в минутной близости, а может – в 15-20 минутах пешей ходьбы;
  • на осмотр арендуемого автомобиля тоже тратится немало времени, ведь нужно выявить все дефекты ЛКП и настроить под себя кресло, зеркала, руль. Так что если срочность высока – такси однозначно лучше;
  • если вы отправляетесь в дальнее путешествие, то в аэропорт/на вокзал лучше ехать на такси, это безопаснее и спокойнее. Любая неприятность в дороге с арендным автомобилем – и вы рискуете опоздать на поезд или самолёт. К тому же не все сервисы каршеринга имеют парковки в аэропортах;
  • если вы часто ездите с детьми и тем более – с домашними животными, с каршерингом будут проблемы – детские кресла пока ещё встречаются нечасто, а о перевозке животных забудьте вообще – это запрещено.

Недостатки тоже имеются:

  • тарифы на такси в среднем в полтора-два раза выше – минимальная стоимость минуты поездки здесь – 9 рублей, у арендованных авто этот показатель ниже, порядка 5-6 рублей. К тому же каршеринг более лоялен к клиентам, предлагая обширные бонусные программы, ещё более удешевляющие пользование сервисом;
  • с точки зрения вместимости каршеринг всегда чуть впереди, поскольку здесь место водителя не занято. Семиместные модели есть и там, и там, но в такси за них приходится платить полуторную цену, а в каршеринге тариф зависит не от этого;
  • с точки зрения комфортности поездок такси также проигрывает: автопарк более старый, автомобили – преимущественно эконом-класса. В каршеринге и выбор побольше, и машины поновее, и с незнакомым водителем разговаривать нужды нет;
  • если вы возвращаетесь домой из загородной командировки, каршеринг будет комфортнее, ведь спешка уже отсутствует, так что можно немного и сэкономить;
  • загородные семейные поездки также выгоднее совершать на арендуемом на сутки авто – это дешевле. Главное – чтобы зона покрытия вас удовлетворяла.

Каршеринг vs личный автомобиль: что лучше

Сравнение качественных показателей обеих служб – это хорошо, но многих интересует исключительно количественный, то бишь стоимостной анализ. Давайте этим сейчас и займёмся, чтобы определить, что выгоднее, каршеринг или личный автомобиль.

Итак, стоимость минуты поездки на авто В-класса (тот же Хёндай Солярис) в Москве составляет 7-8 рублей, за более престижную марку просят около 10 рублей. Пускай нам нужно проехать расстояние в 25 километров. В час пик на это уйдёт около часа, то есть по деньгам – 420-600 рублей.

Это намного выгоднее такси. Возвращение домой вечером, как правило, занимает немного больше времени – приплюсуем 30 минут, получается 630-900 рублей. За топливо платить не нужно (а если бензина мало, потраченные на АЗС деньги вам вернут). За стоянку плата тоже не взимается, страховой полис оформляете не вы, если случится ДТП без вашей вины, вы не понесёте никаких расходов.

При стоимости бензина порядка 45 рублей/литр и среднем расходе 8 л/100 км на личном авто мы потратим 180 рублей. Но здесь не учтена стоимость самого автомобиля, страховки и техосмотра – в результате стоимость владения собственным автомобилем существенно увеличивается.

Сравнение годовых трат на личное авто и каршеринг

Выше мы привели примерные ежедневные траты, которые выглядят не в пользу каршеринга. Но такая оценка явно необъективная, поэтому имеет смысл более качественно и детально рассмотреть, что выгоднее и дешевле, свой автомобиль, каршеринг или такси.

Методика расчёта годовой стоимости владения собственным легковым автомобилем применена на примере трёх моделей, которые чаще всего можно встретить в аренде: Renault Kaptur, Skoda Rapid и Volkswagen Polo. Пускай в среднем наши автомобили за год наезжают 15 000 километров.

Все расходы автовладельца на содержание автомобиля подразделяются на две категории:

  • явные – которые имеют количественные характеристики (стоимость транспортного средства, страховки, топлива);
  • скрытые, трудно поддающиеся расчёту (временные затраты на техобслуживание, сезонную замену покрышек, оплату штрафов, парковки и т. д.).

Предлагаем вашему вниманию сводную таблицу явных годовых расходов по указанным моделям автомобилей, находящихся в личном пользовании:

Статья затратМодель автоSkoda RapidVolkswagen PoloRenault KapturСтоимость авто650000630000950000Стоимость зимней резины300003000030000Полис ОСАГО490049004900Транспортный налог6056751995Годовой пробег (км.)150001500015000Бензин (смеш. режим)392003850046600Расходы на ТО950079009400Мойка автомобиля600060006000Итого7522057329751063895Итого без стоимости авто102205102975113895

Читайте также:  Как оформить электронный полис ОСАГО

В эти расходы не вошли такие статьи, как оплата штрафов, парковки, внеплановых ремонтов, то есть показателей нерегулярных и трудно прогнозируемых.

Если исходить из того, что те же 15000 км. мы преодолеем на арендованном автомобиле, такое удовольствие будет нам стоить при тарифе 7 рублей/минуту и средней скорости передвижения в 40 км/час порядка 158 тысяч рублей. Так что цифры вполне сопоставимы, а с учётом неявных расходов и распределения стоимости авто по годам – то и вообще одного уровня.

И опять же можно утверждать, что при каршеринге ваши расходы будут даже меньше, поскольку поминутная аренда заставит вас ездить экономнее, гораздо реже возить детей (детское кресло присутствует не всегда), исключить загородные поездки. Так что пробег на арендованной машине будет гарантированно меньшим, чем на личном авто. В пользу своего автомобиля говорит то, что его всегда можно продать, компенсируя существенную часть затрат на его приобретение.

В итоге спор между каршерингом и личным транспортным средством сводится к тому, что преимущество следует отдать, исходя не из финансовых показателей, а характера преимущественного использования авто. Так, комфорт от поездки всёй семьёй к морю на собственном автомобиле вряд ли поддаётся измерению в рублях. Однако если место вашей работы расположено относительно недалеко от дома, выгода использования арендованной машины становится вполне очевидной, особенно если вы садитесь за руль своего авто нечасто.

Что лучше: каршеринг, такси или собственный легковой автомобиль

И опять вернёмся к количественным показателям и расчётам, чтобы поставить заключительную точку в этом споре.

Допустим, наш ежедневный пробег – 100 км, то есть ваш офис расположен на приличном удалении от места проживания. Выполним расчёты стоимости таких ежедневных вояжей для всех трёх вариантов решения транспортной проблемы.

Личное авто

При среднем расходе в 10 л/100 км и стоимости бензина 45 рублей/литр за день мы потратим 450 рублей, за месяц – 13500, за год – 162 тысячи. Приличная сумма, но далеко не полная.

Если стоимость нашего автомобиля – порядка 1.5 миллионов рублей, то нам придётся понести следующие расходы:

  • 10% – уровень годовой амортизации (сколько машина теряет в цене), то есть 150 000 рублей;
  • транспортный налог рассчитывается исходя из мощности двигателя – это ещё 7 600 рублей;
  • стоимость полиса ОСАГО – 12 000 рублей;
  • на парковку мы потратим около 60 000 рублей;
  • на мойку – 12 000;
  • ежегодное ТО обойдётся нам в 20 000 рублей;
  • если мы меняем покрышки дважды в год, то добавим ещё 20 000;
  • пускай на ремонт и штрафы уйдёт еще 30 000 рублей.

Итого – 291600 рублей, а вместе с тратами на бензин – 453 600 рублей.

Такси

Ездить каждый день 100 километров на такси – такое мало кому взбредёт в голову. Но подождите с оценками… Допустим, за проезд такого расстояния нам придётся расстаться с суммой, эквивалентной 2000 рублям. В месяц выходит 60 тысяч, в год – 7 200 000. Да, примерно в полтора раза дороже, чем на собственном авто, зато вы не будете проходить ТО и трястись за страховку, заниматься поисками паркинга и т.д. Но придётся смириться с частыми опозданиями, выбором таксистами неоптимального маршрута. А ещё – слушать песни, которые, мягко говоря, вам не будут нравиться…

Арендованная машина

Здесь в первую очередь следует ориентироваться на стоимость аренды – условия у разных операторов могут отличаться довольно существенно. Но в большинстве случаев сравнение, что лучше, такси или каршеринг, по стоимости будет в пользу каршеринга. Правда, всё равно это будет дороже, чем эксплуатация личного транспорта.

Пускай мы ездим со средней скоростью 45 км/час, тогда на свои 100 км мы потратим 133 минуты, при стоимости аренды в 7 рублей/минуту нам придётся потратить 933 рубля – вдвое меньше, чем на такси. В месяц выходит 28 тысяч, в год – 336 тысяч.

Если учитывать только стоимость бензина, то поездки на личном авто выгоднее, но с учётом сопутствующих расходов лидером становится каршеринг. Неожиданный результат, во многом – субъективный, и всё же…

Так что, если вы являетесь автовладельцем, всегда стоит учитывать, когда выгоден каршеринг, а когда лучше использовать собственное авто. Надеемся, что приведенные здесь доводы помогут вам оптимизировать свои транспортные расходы.

Непростой выбор между личным автомобилем, такси и каршерингом

Ещё не так давно считалось, что самым оптимальным вариантом пользования машиной является покупка личного транспортного средства. Но постепенно ситуация меняется. Помимо покупки машины, актуальными становятся услуги каршеринга и такси.

Есть много примеров весьма обеспеченных людей, которые могут позволить себе авто, но не покупают его, поскольку не видят в этом реального смысла. Машиной они пользуются редко, в дальние поездки не отправляются на авто, предпочитая поезда и самолёты. А автомобиль периодически нужен. В итоге они предпочитают заказывать такси или брать машину в аренду на условиях каршеринга.

Наличие своего автомобиля предусматривает целый ряд дополнительных затрат. Отсюда возникает закономерный вопрос о том, что в итоге выгоднее и лучше.

Преимущества и недостатки личного автомобиля

Современные сервисы такси и каршеринга работают достаточно быстро и просто. Но даже с ними не сравнится простота процедуры, которая подразумевает выход из дома или с работы и посадку в собственный автомобиль.

Те, кто проживает за пределами мегаполиса, отдают предпочтение личному транспорту, поскольку это удобнее и выгоднее с точки зрения экономии. Вызов такси на большие расстояния обойдётся дорого, а каршеринг часто ограничен определёнными районами.

Если вы используете машину практически каждый день, совершая поездки в обе стороны, из дома на работу, и с работы домой, к примеру, тогда есть смысл подумать о покупке машины.

К преимуществам своего автомобиля можно отнести такие пункты:

  • машина всегда под рукой;
  • не нужно ничего и никого ждать;
  • для дальних поездок это самый экономный вариант;
  • всегда можно изменить планы;
  • за использование личного авто никому платить не нужно;
  • возможность дальнейшей продажи с получением финансовой выгоды и пр.

Недостатки обратные рассмотренным преимуществам.

Личный автомобиль потребуется обслуживать, содержать, покупать страховку, оплачивать транспортные налоги, периодически менять расходники и многое другое.

Для наглядности можно сравнить покупку машины и использование услуг каршеринга. Средняя стоимость часа аренды составляет 500 рублей либо около 5 тысяч рублей за сутки. Машину придётся забирать и оставлять в разных частях города. Если вам приходится ежедневно ездить с работы и на работу, в неделю каршеринг обойдётся минимум в 25 тысяч рублей для 5 рабочих дней. Дополнительно придётся искать машину, добираться до того места, где она припаркована, оставлять лишь в зонах, разрешённых оператором. Тут намного выгоднее иметь в распоряжении личный транспорт.

Когда для поездок на работу используется общественный транспорт либо вы ходите пешком, а машина нужна буквально 1-2 раза в неделю, чтобы съездить в супермаркет, тогда лучше воспользоваться каршерингом либо заказать такси. Тарифы на услуги такси достаточно высокие, поэтому к ним обращаются при крайне редкой потребности в машине.

В чём сильные и слабые стороны такси

Часто автолюбители спорят на тему того, что лучше использовать: службу такси или каршеринг.

Современный сервис такси работает обычно через мобильное приложение. Но также многое продолжают использовать принцип обычного звонка оператору. Преимущество приложения в том, что в нём отображается информация про водителя, другие клиенты формируют его рейтинг, предупреждают о неадекватном поведении. Иногда клиент сам выбирает, кто именно приедет за ним на такси.

Такси имеет несколько объективных преимуществ. В такие службы выгоднее всего обращаться в таких ситуациях:

  • нужно поехать в аэропорт или забрать человека с аэропорта, с ж/д вокзала;
  • если человек находится в состоянии алкогольного опьянения, ему не нужно садиться за руль;
  • можно поехать в районы, отдалённые от города, не переживая, где оставить машину;
  • отличный выбор при поездках по незнакомому городу;
  • способ ездить постоянно на машине, если прав нет, их приостановили или аннулировали.

Но тут есть и свои весомые аргументы против такси.

Главными недостатками называют такие пункты:

  • Сложности при перевозке домашних животных. Некоторые водители категорически отказываются перевозить животных. Причём обычно нельзя точно узнать, повезут вашу собаку или кошку, пока водитель не приедет.
  • Не все машины такси оснащены водительскими креслами. Плюс водители закономерно не захотят везти маленького ребёнка просто на руках у родителей.
  • При поездках из точки А в точку Б с необходимостью останавливаться по дороге, заходя в магазины и супермаркеты, придётся оплачивать простой. Часто водители попросту не хотят ждать клиента, пока тот скупит всё необходимое.
  • Часто водители предпочитают ехать более длинной дорогой, поскольку оплата начисляется за количество пройденных километров.
  • Далеко не всегда приезжает та машина, которая удовлетворит ваши потребности.

Не сложно представить, как за компанией достаточно крупных мужчин приезжает компактный городской хэтчбек с 3 дверьми. Вряд ли клиенты будут рады перспективе пролезать за задний диван, где для них места практически нет.

Банально не все водители оказываются адекватными, как и пассажиры. Отсюда многочисленные примеры возникновения конфликтов между ними.

Сравнение каршеринга и личного автомобиля

Выбор между каршерингом или личным автомобилем более сложный. Но и тут принять решение можно, если детально изучить все сильные и слабые стороны представленных вариантов.

Чтобы стать клиентом каршеринга, потребуется иметь права, соответствовать определённым требованиям по возрасту, стажу и прочим характеристикам. Также нужен смартфон, чтобы скачать официальное приложение, пройти процедуру регистрации, привязать к сервису свою банковскую карту и пр.

Когда процедура регистрации пройдена успешно и вас одобрили, открывается список доступных автомобилей, которые входят в автопарк выбранного оператора. Обычно существует чёткий перечень того, где можно оставить и забрать машину. По интерактивной карте в мобильном приложении отображается текущее положение машин, их марку, модель и прочие характеристики.

Каждый сам для себя решает, какой вид пользования транспортным средством ему подходит больше. Одних привлекает каршеринг, другие считают, что ничего лучше собственного автомобиля нет.

Каршеринг можно назвать наиболее удобным и выгодным в таких ситуациях:

  • осуществляются длительные поездки, в которых нужно платить не за километраж, а за израсходованное топливо;
  • требуется поехать в районы, характеризующиеся плохим транзитным доступом, и обратно;
  • водитель отправляется в командировку, и по пути нужно совершить множество остановок.

Но каршеринг не подойдёт, чтобы:

  • безопасно вернуться домой в тёмное время суток и в удалённый от центра район, поскольку часто там уже не действует зона для парковки автомобилей;
  • съездить в аэропорт и из аэропорта, так как у большинства сервисов там размещение машин не предусмотрено;
  • передвигаться по незнакомому городу, даже при условии, что в машине установлен навигатор;
  • осуществлять обычные поездки, не имея прав.

Взять машину в каршеринг можно 24 часа в сутки. Во многих городах и районах действует услуга предварительного бронирования определённой машины на конкретное время.

Добравшись до автомобиля, на что в среднем даётся 20 бесплатных минут, пользователь активирует поездку и приступает к использованию машины. Достигнув конечной точки поездки, требуется свериться с картой и убедиться, что здесь оператор позволяет оставлять автомобиль. Далее выбирается пункт завершения услуги, с карты списывается определённая сумма, и автомобиль остаётся ждать следующего клиента.

Для периодических поездок в пределах города или области каршеринг становится более выгодным решением, нежели такси и покупка собственного автомобиля.

Предположим, что человеку требуется один раз в 1-2 недели съездить в пригород или отправиться в соседний город, в 50-100 км. от мегаполиса. В таком случае потребуется заплатить за каждый час пользования (тариф поминутный) либо за полные сутки. Это примерно 5 тысяч рублей. При этом у большинства операторов за бензин не нужно платить, если за сутки проехал до 100 км.

Осуществив такую поездку, машина просто оставляется на парковке, и больше о ней беспокоиться не нужно. Купив себе автомобиль, он будет 90% времени проводить на стоянке или в гараже. При этом придётся платить по многим пунктам:

  • бензин;
  • обслуживание;
  • ТО;
  • транспортный налог;
  • парковка и стоянка;
  • аренда гаража;
  • ремонт;
  • покупка расходников и запчастей.

В такой ситуации каршеринг оказывается намного выгоднее, чем владение личным транспортом. Из-за этого многие столичные жители, учитывая загруженность мегаполиса, сложность поиска парковки, растущие цены на бензин и прочие обязательные расходы, пересаживаются на каршеринг.

Примерный расчёт владения личным автомобилем

На стоимость владения транспортным средством оказывают влияние различные факторы, включая:

  • место проживания;
  • стоимость бензина;
  • периодичность эксплуатации;
  • стиль вождения;
  • марка автомобиля;
  • модель машины;
  • тип двигателя;
  • общее состояние авто;
  • состояние дорог и пр.

Чтобы выполнить примерный расчёт, для сравнения можно взять 2 автовладельцев.

  • Один из них будет жить в городе, в крупном мегаполисе, а второй где-то в пригороде.
  • Никому из них платить за парковку ночью не нужно (есть гараж или бесплатная стоянка поблизости), на работу каждый день ездить не требуется. По крайней мере на личном авто.
  • Основная сфера использования машины заключается в покупках, редких семейных поездках.
  • В крайних случаях садятся на машину, если не успевают доехать до работы на общественном транспорте.
  • Средний расход автомобиля составит 7,8 литров топлива на 100 км.
  • За машину выплачивается кредит в размере 8 тысяч рублей в месяц.
  • Плюс платится страховка 4,5 тысяч рублей.
  • Первый водитель проезжает около 800 км. за месяц эксплуатации, суммарно потратив на это 16-18 часов. Это примерно 40 поездок в одном направлении.
  • Второй водитель за месяц преодолевает 600 км. и тратит 12-13 часов. Около 30 поездок в одну сторону в среднем.
  • Столичный житель за топливо платит около 40 рублей, а водитель из пригорода 35 рублей.

В теории столичный водитель с учётом всех расходов за месяц потратит 12,5 тысяч рублей за страховку и автокредит. Плюс 2600 рублей за бензин на 800 км. пути. В итоге почти 15 тысяч рублей. И это без учёта оплаты парковки и прочих услуг.

Второй водитель тоже платит 12,5 тысяч за страховку и кредит. На топливо уходит чуть больше 1,5 тысяч рублей, что в сумме даёт почти 14 тысяч.

Сюда ещё обязательно нужно добавить траты на расходники, ТО, ремонт, мойку, уборку салона и прочие обязательные составляющие владения машиной. В итоге ежемесячные затраты на рассматриваемых примерах приближаются к 20 тысячам рублей.

Что в итоге выгоднее

Если сравнивать и определять, что будет дешевле: каршеринг или такси, следует учитывать количество километров и времени, в течение которого вам требуется транспорт.

Когда поездки очень редкие и непродолжительные, тогда выбор между такси или каршеринг не так очевиден. И что будет лучше, зависит во многом от условий и места проживания. Для жителей крупных городов выгоднее пользоваться поминутным каршерингом. Для пригорода и периферии удобнее заказать такси несколько раз в месяц.

Также нужно сравнить, что выгоднее — периодический каршеринг или свой личный автомобиль. Если ваша жизнь связана с постоянными поездками на авто, тогда однозначно фаворитом в этом противостоянии станет свой автомобиль.

Если же вы часто ходите пешком, пользуетесь общественным транспортом, но периодически нуждаетесь в машине, тогда сравнение такси и каршеринга становится более актуальным. Вариант с личным авто отпадает. Автомобиль обойдётся заметно дороже.

Каждый человек сам для себя должен решить, когда ему выгоден каршеринг, а когда лучше приобрести собственный авто. Основной акцент делается на выборе между экономией и свободой действий. Личная машина открывает намного больше возможностей, но иногда расходы на неё неоправданно высокие.

Своя машина, такси или каршеринг: что дешевле

В последние годы даже автомобилисты со стажем, когда приходит время поменять машину, задумываются: не лучше ли пересесть на такси и каршеринг? Как показал опрос ВЦИОМ, 20% автовладельцев в России в 2018 году были готовы реже пользоваться личным автомобилем, а 5% — и вовсе отказаться от него. Зачастую — из соображений экономии: считается, что новые сервисы каршеринга и такси обходятся дешевле своей машины. Так ли это?

Мы рассчитали, сколько составят расходы на личное авто, такси и каршеринг в Москве за год. Выяснилось, что самый бюджетный действительно каршеринг, но только если использовать его для непродолжительных поездок. Если приходится много и часто ездить, личный автомобиль становится выгоднее, чем взятый в каршеринге или такси.

Читайте также:  Где и как провести независимую экспертизу автомобиля после ДТП

Сравнение затрат на личный автомобиль, такси и каршеринг за год (в рублях)

Характер поездокКилометраж в суткиНовый автомобильТаксиКаршеринг*
Обычный35,8295 975504 000259 200
Активный55,8324 055792 000345 600

Если вы готовы пересесть на арендованную машину, можно начать тратить меньше, а сэкономленное — вложить, например в ETF на акции российских компаний. Так вы сможете ежемесячно получать пассивный доход. Например, если бы вы вложили 446 тыс. рублей (столько можно сэкономить за год, активно пользуясь каршерингом вместо такси) в январе 2018 года, то в январе 2019 года получили бы доход почти 70 тыс. рублей. Подробнее о годовой доходности ETF можно прочитать здесь.

КАК МЫ СЧИТАЛИ

Мы взяли распорядок дня среднестатистического москвича: 5 раз в неделю он ездит из спального района в центр города на работу и обратно. Средняя длина такого маршрута в одну сторону — 17,9 км, говорится в исследовании Яндекса. В обе стороны, соответственно, 35,8 км. У особенно активных автомобилистов, которые часто ездят в другие части города по магазинам или забирают детей из школ, например, километраж может быть больше, в среднем на 20 км. Мы подсчитали оба варианта — базовый и активный.

Расходы на личный автомобиль за год с учетом его покупки

Характер поездокДлина поездок (в км)Потеря в стоимости за годБензинТранспортный налогОСАГО и КАСКОПарковка для резидента в МосквеПрочие расходыОбщая сумма расходов
Обычный13 067140 00050 4003 07570 0003 00029 500295 975
Активный20 367140 00078 4803 07570 0003 00029 500324 055

Потеря стоимости после покупки. Сразу после продажи машина тут же потеряет 10% в цене (а за три года — 30%). Средневзвешенная цена нового автомобиля в России в 2018 году составила 1,4 млн рублей, по подсчетам агентства «Автостат». Значит, потеря в стоимости в первый год составит 140 тыс. рублей. И это тоже относится к неизбежным расходам на использование автомобиля.

Бензин. По данным производителя, за 100 км дороги седан класса В расходует 6 л бензина. Но реальный расход топлива, согласно исследованию Международного совета по экологически чистому транспорту, обычно на 42% выше заявленного, то есть примерно 8,5 л. Мы рассчитывали стоимость использования личного автомобиля с учетом этой цифры. В январе 2019 года литр бензина в Москве стоил примерно 46 рублей. Значит, в год на бензин уйдет 50,4 тыс. рублей при обычной или 78,5 тыс. рублей при активной езде.

Содержание машины

  • Транспортный налог. В Москве за машину с двигателем в 123 л. с. он составляет чуть больше 3 тыс. рублей в год.
  • Страховые полисы. ОСАГО придется покупать обязательно. Базовая ставка по ЦБ на ОСАГО — от 2 746 до 4 942 рублей в год. Но по факту платить за него придется от 10 тыс. рублей (итоговая стоимость зависит от множества параметров, в том числе возраста водителя и машины). Проверьте, сколько ОСАГО будет стоить для вас на калькуляторе. Полис КАСКО не обязателен, стоит от 60 тыс. рублей в год.
  • Оплата парковки. Парковка у дома — 3 тыс. рублей в центре при наличии резидентского разрешения. В спальных районах пока паркуются бесплатно.
  • Прочие расходы. Техобслуживание — 15 тыс. рублей в год в среднем. Штрафы — 500 рублей (столько, по данным Яндекса, платят в год большинство россиян). Мойка — по минимуму 1,5 тыс. рублей (два раза за год). Замена резины — 2,5 тыс. рублей (тоже за два раза). На небольшой ремонт надо заложить еще хотя бы 10 тыс. рублей. Итого: 29,5 тыс. рублей.

Расходы на такси за год (в рублях)

Характер поездокКилометражВ деньВ месяцВ год
Обычный35,81 40042 000504 000
Активный55,82 22066 000792 000

Километр на такси по Москве в среднем стоит 40 рублей. В 1,4 тыс. рублей будут обходиться 35,8 км на такси из спального района в центр и обратно. В 2,2 тыс. рублей — 55,8 км. И это только в том случае, если вы совершаете две длинные поездки за день: из дома на работу и обратно. Если километраж делится на несколько коротких поездок, то в совокупности они обойдутся дороже в два-три раза.

Расходы на каршеринг (в рублях)

Характер поездокВремя поездкиСтоимость поездки за минутуВ деньВ месяцВ год
Обычный1,5 часа873021 600259 200
Активный2 часа884028 800345 600

Каршеринг — это сервис аренды автомобиля. Клиент платит за использование машины «по счетчику» — поминутно. Все прочие расходы: страховку, бензин, ремонт — берет на себя сервис. Короткие поездки, которые занимают 5-6 минут (например, от станции метро до дома), стоят в среднем 40 рублей. Если брать машину в сервисе каждый день на 1,5 часа (примерно столько времени потребуется, чтобы проехать 35,8 км с учетом московских пробок), то по среднему тарифу вы отдадите 730 рублей в день. За год — 259 тыс. рублей.

И это самый дешевый вариант, если вы ездите не очень много. Расходы на личный автомобиль в Москве, без учета его покупки, составят более чем 295 тыс. рублей (в основном за счет потери в стоимости). Но с увеличением километража, а значит, и времени поездок, собственный автомобиль оказывается выгоднее. Такси — самый дорогой вариант при любых условиях: за год на него и вовсе потребуется 504 тыс. рублей. Обращайтесь с деньгами по-взрослому, рационально: по возможности не тратьте лишнего, а свободные средства — инвестируйте.

* Усредненное значение по ценам в нескольких сервисах на февраль 2019: Яндекс.Драйв, Делимобиль, CAR5, Belkacar.

Свой автомобиль, такси или каршеринг: Что выгоднее?

В последние годы перед жителями крупных городов России всё чаще встаёт вопрос: зачем нужен собственный автомобиль, когда есть каршеринг и такси? Действительно ли эти альтернативы выгоднее обладания собственной машиной, и если да, то почему?

Если говорить о каршеринге, то правильнее рассматривать вопрос о так называемой экономике общего пользования, «шеринговой» экономике (от англ. share — участие, совместное использование). В современном мире появляется всё больше вещей для общего пользования. Уже не так редки понятия «коворкинг» или «коливинг». Первое — это уютные места для работы с доступом в интернет и простой едой, а второе — пространства для совместного проживания.

Сегодняшнее общество в крупных городах справедливо задаётся вопросом о том, настолько ли отдельному человеку нужен личный транспорт или же можно пользоваться такси, а также машиной, арендованной в каршеринге. Такси и каршеринг — быстрорастущие рынки в России. Это также свидетельствует о том, что люди считают подобные способы передвижения более выгодными.

Любители такси и каршеринга мотивируют свой выбор тем, что, в отличие от владельцев авто, у них нет трат на бензин и обслуживание машины, к тому же оба способа экономят время на парковку в городах, за которую также не нужно платить. Автолюбители же говорят, что на каршеринге не доедешь на дачу или в другие города, да и на такси такая поездка вышла бы очень дорогой и неудобной.

Такси и каршеринг

Как написал «Коммерсантъ», аналитики крупнейшего в мире банковского конгломерата HSBC провели анализ популярности и стоимости такси в разных странах мира. В исследовании говорится, что использование такси в России обходится дешевле, чем личный автомобиль, в перспективе ближайших 10 лет.

Это касается тех граждан, которые проезжают в год менее 5388 километров. Россия при этом заняла первое место по величине этого расстояния среди других крупных стран. В Индии такси выгоднее, если гражданин проезжает в год не более 2731 километра, в Британии — 1184 километров, в США — 1102 километров. В Германии же пользоваться личным автомобилем выгоднее всего, поэтому там преимущество такси кончается уже на отметке в 811 километров.

Фото: www.globallookpress.com

Почему же в России ситуация именно такова? Аналитики HSBC считают, что дело тут в разнице стоимости автомобилей и ценах на услуги такси. В России машина стоит достаточно дорого для рядового гражданина, при этом тарифы такси — ниже, чем в большинстве стран.

Так, в России цена поездки на такси на 75% ниже, чем в США, а годовая стоимость владения своим автомобилем — лишь на 30% ниже. Средняя стоимость поездки на такси в России составляет 130 рублей, а в Москве — 350 рублей. Поэтому, говорят в банке, цены на такси пропорциональны доходам граждан, а стоимость владения автомобилем — нет.

Популярность такси в России также объясняется отсутствием хорошо развитого общественного транспорта в ряде регионов, а также большой аудиторией клиентов.

По данным HSBC, Россия вошла в тройку лидеров по числу граждан, пользующихся приложениями такси — они установлены на устройствах 45% населения. На втором месте Мексика — 46%, а лидером является Китай с показателем в 51%. В США такси постоянно нужно 40% населения, в Великобритании — 30%, в Германии — лишь 20%.

По Москве и большинству крупных городов России передвигаться на машине в часы пик крайне затруднительно из-за пробок. Однако такси выигрывает и в этом случае, учитывая способность движения по полосам, выделенным для общественного транспорта, а также отсутствие необходимости парковать машину в центре города.

Фото: www.globallookpress.com

Стоит отметить, что стоимость парковки в Москве выросла. Внутри зоны «Москва-Сити» она составляет сейчас 380 рублей в час. Внутри Бульварного кольца — 200 рублей в час, внутри Садового — 150 рублей в час. Внутри зоны Третьего транспортного кольца — 60 рублей в час. То есть даже если вы припаркуете автомобиль всего на три-четыре часа внутри Садового кольца, то вы заплатите примерно столько же, во сколько обошлось бы такси до этого места из достаточно удалённого от центра района.

То же самое касается и каршеринга. Главное преимущество — отсутствие необходимости платить за парковку. Водитель может найти ближайший к нему автомобиль, взять его напрокат с поминутной оплатой, а потом просто «бросить» в центре на одной из парковок. Каршеринговый автомобиль не надо заправлять за свои деньги, не надо обслуживать, следить за его чистотой, ходовыми характеристиками и так далее.

Средняя цена на минуту поездки в каршеринге в Москве составляет 7 рублей. Если ваш путь занимает около 40 минут (примерно за это время можно доехать из отдалённого района до центра), то вы заплатите за всё удовольствие 280 рублей. Такси вышло бы дороже, но зато и за рулём сидеть самому не пришлось бы. К тому же до каршерингового автомобиля порой нужно ещё дойти, тогда как такси подаётся максимально близко к месту нахождения клиента.

По мнению экспертов, такси и каршеринг набирают популярность. «Яндекс.Такси» вскоре собирается расширить свои активы и приобрести группу «Везёт». Также в Москве развита сеть «Ситимобил», однако порой водители работают сразу на несколько операторов, «подбирая» ближайший заказ через приложение. Таким образом, водители такси снижают до минимума холостой пробег и зарабатывают больше.

Россия. Санкт-Петербург. Автомобили оператора каршеринга «Яндекс.Драйв» у Исаакиевского собора. Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Личный автомобиль

Совершенно иначе ситуация выглядит с личным транспортом. С одной стороны — это иная степень свободы. Когда и куда захотел — туда и поехал. Можно отправиться в путешествие, поехать к родственникам и отвезти им необходимые вещи, к друзьям, в другой город, наконец, на дачу. Когда автолюбители говорят о необходимости собственного автомобиля, то они имеют в виду как раз такие случаи, ведь путешествие или поездка на дачу — это точно не про такси или каршеринг.

Но собственный автомобиль нужно ещё купить. Новая машина среднего класса обойдётся в 600-800 тыс. рублей, а то и дороже. Кстати, по данным аналитического агентства «Автостат», в июне самой популярной машиной оказался Volkswagen Polo. Сейчас столичные дилеры предлагают его по цене примерно 700 тыс. рублей.

Дальнейшие расходы складываются из необходимости базового оснащения машины различными предметами и опциями, а также страховки. Тут, конечно, всё крайне индивидуально. Однако если вам больше 22 лет, а стаж превышает три года, то страховка будет стоить около 7 тыс. рублей. По желанию автолюбитель приобретает и КАСКО, но это уже совершенно другие деньги.

В среднем производитель рекомендует проходить регулярное техническое обслуживание (ТО) автомобиля каждые 15 тыс. километров или раз в год, смотря что наступит раньше. Чем дороже машина, тем дороже её обслуживание. Если брать бюджетный сегмент, то стандартное ТО не превышает 10-13 тыс. рублей.

Машину нужно мыть и заправлять. В среднем помыть машину в Москве можно за 600-800 рублей без чистки салона. Бензин марки Аи-95, на котором ездит большинство современных иномарок, стоит уже 47-48 рублей за литр. Полный бак, например, в 55 литров при цене в 48 рублей за литр обойдётся в 2640 рублей. Запаса хода при расходе порядка 7-8 литров на 100 километров хватит на 650-680 километров, но в городском цикле расход топлива всегда выше.

Фото: nito / Shutterstock.com

К тому же автомобиль со временем амортизирует и теряет в цене, а ТО обходится всё дороже. Так, к пробегу в районе 90 тыс. километров большинство иномарок требуют не просто плановой замены масла, фильтров и свечей, но и агрегатов посерьёзнее, стоимость которых вместе с работой по установке у официального дилера может неприятно удивить автовладельца. Нередко требуется внеплановый ремонт подвески или кузова, а кроме этого — покупка зимних шин и их сезонный монтаж.

Что выгоднее?

Оценить все эти траты во временном лаге в 10 лет, который предложили эксперты HSBC, не представляется возможным из-за индивидуальности использования автомобиля каждым владельцем, колоссальной разницы в стоимости обслуживания автомобилей разных ценовых сегментов, а также инфляции.

Однако в целом можно сказать, что год владения своим автомобилем среднего класса, проезжающем 15 тыс. километров, будет обходиться примерно в 83-85 тыс. рублей. Такая цифра получается при условии, что автомобиль расходует 8 литров на 100 километров, прошёл одно ТО стоимостью 12 тыс. рублей, застрахован за 7 тыс. рублей и раз в месяц заезжает на простую мойку стоимостью 600 рублей. В эту сумму не включён индивидуальный транспортный налог, который сильно разнится от автомобиля к автомобилю, а также стоимость ежедневной парковки в центре города, как показатели, также не влияющие на стоимость каршеринга или такси.

Такси же на самом деле обойдётся дороже. Если клиент ездит каждый рабочий день (247 дней в 2019 году) по стоимости в 350 рублей за поездку, как оценивают в HSBC, то в день он истратит 700 рублей, а в год — 172,9 тыс. рублей.

Фото: www.globallookpress.com

По тем же расчётам каршеринг будет стоить 560 рублей в один рабочий день, а в год — 138,3 тыс. рублей. Однако и у такси, и у каршеринга есть серьёзное преимущество: нет необходимости приобретать автомобиль, а это, напомним, «лишние» 600-800 тыс. рублей.

На эту тему уже высказались некоторые известные эксперты. Например, координатор «Синих ведёрок» Пётр Шкуматов, который считает каршеринг выгодным для передвижения по городу, если годовое расстояние не превышает 5 тыс. километров.

Однако обратим внимание на тот факт, что у большинства жителей крупных городов есть дачи. И до дачи, да ещё и с рассадой, на такси не доедешь. Если же запланирована поездка с семьёй в другой город, то свой автомобиль — это неплохая экономия на билетах. Минусы своей машины при этом очевидны — водитель тратит деньги на её покупку, бензин, обслуживание, зимнюю резину, мойку, страховку, с годами машина дешевеет, а обслуживание дорожает.

Поэтому выбирать следует не из некой абсолютной выгоды, а исходя из образа жизни. Если ваша жизнь в активном режиме проходит в городе, то выгоднее не иметь своей машины, а пользоваться такси и каршерингом. Если же нередки поездки на дачу и в другие города, то свой автомобиль оказывается всё же дешевле и удобнее при условии, что вы не ездите на нём в центр города.

Ссылка на основную публикацию