Как правильно осуществляется встречный разъезд

Как выполнить встречный разъезд на транспортном средстве без нарушений ПДД? Знак и правила, если маневр затруднен

Как правило, в автошколах при обучении не уделяют повышенного внимания такому маневру, как встречные разъезды ТС. Поэтому и водители выполняют его правильно далеко не во всех случаях.

Между тем необходимо освоить правила этого маневра получше – выполнять его потребуется не так редко, как может показаться.

На самом деле особенных сложностей в этом маневре нет. Чтобы не получать штрафов из-за неверного следования правилам, необходимо лишь как следует ознакомиться с ними.

Наказание – штраф

В КоАП ст.12.15, ч.1 определен штраф за несоблюдение правил встречного разъезда. Сумма его может составить от тысячи до полутора тысяч рублей. Лишение права управлять автомобилем в таких случаях не предусмотрено.

Что это такое по ПДД?

Тем, кто лишь начинает осваивать правила, стоит подробно рассмотреть, что такое встречный разъезд и когда именно он необходим. На дороге необходимость разъехаться может возникать в таких ситуациях, когда ширина ее недостаточна для того чтобы по ней смогли бы одновременно проехать два транспортных средства, движущиеся навстречу друг другу. Необходимость использовать правила разъезда может возникать в таких ситуациях:

  • Если на дороге произошло ДТП и половина ее оказалась перекрытой.
  • Если на дороге ведутся работы, занимающие большую ее часть.
  • Когда у края проезжей части припаркованы в несколько рядов автомобили.

На дороге с недостаточной для разъезда шириной больше шансов очутиться зимой. В это время коммунальные службы не всегда вовремя успевают вывезти снег, в итоге он занимает немало места на проезжей части. При этом на некоторых дорогах продолжают парковать личный транспорт точно так же, как и в летнее время – из-за этого дорога быстро превращается в однополосную.

Знак, предписывающий водителю уступить дорогу, если маневры транспортных средств затруднены

Если в начале узкого участка дороги установлен знак 2.6, водителю необходимо предоставить транспорту, двигающемуся со встречного направления, право преимущественного проезда.

Обычно такой знак устанавливается в местах, где разъехаться двум автомобилям будет непросто. Например, нередко помещают его в начале мостов с неширокой проезжей частью.

Общий порядок выполнения

В ПДД правила для совершения встречных разъездов рассматриваются довольно подробно:

  1. При сложностях со встречным разъездом из-за возникшего на дороге препятствия уступать дорогу придется тому из водителей, на стороне которого оно имеется.
  2. Если препятствие располагается на уклонах, которые обозначены знаками 1.13 (крутой спуск) и 1.14 (крутой подъем), дорогу уступает тот из водителей, кто спускается с горы.

Данный пункт включает два правила – из них первое применяют только и исключительно для уклонов, а для всех прочих ситуаций существует правило второе. При этом стоит принять во внимание, что речь ведется не обо всех уклонах, а только о тех, что обозначены знаками 1.13 и 1.14.

  1. При наличии предупреждающих знаков и проблемах с разъездом транспорта на узком участке дороги горы уступает тот из водителей, кто спускается с нее. Это правило действует независимо от того, на какой из сторон имеется препятствие.
  2. Все прочие ситуации на дорогах решаются следующим образом: при наличии проблем уступает тот из водителей, на чьей стороне имеется препятствие.

Последовательность действий в разной дорожной обстановке

  1. На перекрестке. Встречные разъезды на перекрестках не так сложны, как кажутся. Например, оба авто собираются поворачивать налево. Разъезд производиться может правыми бортами – машины в таком случае поворачивают, не доехав друг до друга. Если разъезд проводится левыми бортами, машины, поравнявшись, проезжают друг друга и поворачивают. Такие варианты в ПДД допустимы.
  2. На склоне. При необходимости разъехаться на склоне горы первым делом надо вспомнить о том, что знак подъема считается знаком преимущества. При разъезде на дороге, ведущей в гору и отмеченной специальным предупреждающим знаком, вы будете иметь преимущество. При спуске с горы придется уступить дорогу встречному авто, если на то возникнет необходимость.
  3. На узком участке. При необходимости разъехаться на узкой дороге водители должны руководствоваться знаками, устанавливающими приоритеты движения. Таким образом становится понятно, какое направление будет преимущественным и кто из водителей должен первым направить транспортное средство на неширокий участок.
  4. При обгоне. Иногда автомобили, которые движутся в разных направлениях, оказываются на одной полосе – так происходит, когда одно ТС осуществляет обгон. В таком случае дорогу должен уступать тот, кто обгоняет.
  5. При объезде препятствия. Если автомобиль вынужден выехать на встречную полосу из-за того, что на его полосе движения имеется препятствие, уступать другому транспорту придется именно ему.

Спорные ситуации во время нарушений

Не редкость, когда водитель на пути движения которого внезапно возникает препятствие, не успевает сориентироваться и нарушает правила, выезжая для объезда на часть дороги для встречного движения. В этом случае ему потребуется представить убедительные доказательства, что нарушение совершено из-за крайней необходимости. В большинстве случаев это помогает избежать наказания. О том, в каких случаях и как можно обжаловать штраф ГИБДД, узнайте тут.

Как ДПС может доказать вашу вину?

Для доказательства вины водителя сотрудникам ДПС необходимо предоставлять материалы, содержащие исчерпывающую информацию по конкретному нарушению. Кроме протокола, который составляется на месте нарушения, могут быть предоставлены свидетельские показания. Но чаще работа проводится с документами, полученными при помощи фото- и видеосъемки.

Видеокамеры в последнее время устанавливаются на многих спорных участках с целью контроля движения на дорогах и проверки знаний ПДД водителей. Игнорировать такие участки не стоит – получить штраф после нарушения ПДД, зафиксированного камерами, проще простого. Подробнее о том, что фиксируется камерой и можно ли обжаловать наказание с видеофиксацией нарушения, узнайте в отдельной статье.

Видео по теме

О правильном выполнении встречного разъезда можно узнать в данном ролике:

Заключение

Тем водителям, кто заботится не только о собственной безопасности, но и о безопасности прочих участников дорожного движения (а таких, без сомнения, большинство), следует быть максимально осторожными и внимательными на дорогах. При тщательном изучении правил поведения на дорогах возможно без проблем перемещаться на большие расстояния, не попадая в аварии и не получая наказаний за неправильную езду.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как действовать при встречном разъезде и что о нём говорится в ПДД?

Тот, кто хоть раз ездил по трассе, знает, что процесс этот просто не может обойтись без обгонов и перестроений. Даже самый неопытный водитель периодически решается вывернуть на встречную полосу, чтобы опередить, скажем, трактор с ограничением по скорости 40 километров в час.

Иными словами, он осуществляет обгон, встречный разъезд при котором — весьма частая необходимость. И здесь вступает в силу правила встречного разъезда. Однако иногда к нему приходится прибегать и в иных ситуациях.

Когда приходится прибегать к встречному разъезду?

Грубо говоря, к такому манёвру приходится прибегать всегда, когда есть опасность столкновения лоб в лоб с каким-либо автомобилем.

Такое бывает при обгоне по встречной полосе, повороте налево на перекрёстках или на тех узких дорогах, где одновременно не могут проехать две машины.

Иногда вам необязательно покидать встречную полосу, чтобы наткнуться на встречное авто. Другие водители тоже могут подобным образом маневрировать и занимать вашу полосу в случае обгона или если движение по их полосе невозможно из-за ям или ремонтных работ.

На перекрёстках

Часто нужно осуществить встречный разъезд на перекрёстке. Это необходимо, если и вы, и водитель встречного авто будете поворачивать налево. Алгоритм действий в такой ситуации вы выбираете самостоятельно.

Разъехаться можно либо правыми бортами, тогда машины повернут в свои стороны, не доехав друг до друга. Либо левыми бортами. Тогда машины поравняются и, проехав друг друга, повернут.

На склоне

На склоне тоже иногда появляется необходимость совершить встречный разъезд, ПДД этот процесс чётко регламентируют.

Если разъезд происходит на горке, то уступает дорогу то авто, которое едет под гору. Стоит отметить, что такие возвышенности отмечаются специальными знаками. Метки эти имеют номера 1.13 и 1.14.

На узком участке

Встречный разъезд в узком проезде также регламентирован правилами дорожного движения. В такой ситуации водители должны руководствоваться специальными знаками приоритета движения. Они диктуют, у какого направления преимущество и, следовательно, кто первым должен проехать столь скромный по ширине участок.

Объезд препятствия

В правилах прописано, что в том случае, если один из автомобилей оказался на встречной полосе из-за препятствия на своей, то он должен уступить дорогу.

При обгоне

Если автомобили, движущиеся в разных направлениях, заняли одну полосу из-за того, что один из них осуществляет обгон, то обгоняющее авто должно уступить дорогу.

Встречный разъезд на скорости

В правилах такой манёвр описан очень спокойно. Но специалистами, инструкторами и бывалыми автомобилистами он считается одним из самых опасных. Если водитель допускает ошибки во время его проведения, он может получить результат в виде лобового столкновения. И хорошо, если оно произойдёт на небольшой скорости, ведь всем известно, какими тяжёлыми последствиями славятся подобные аварии.

Главной задачей встречного разъезда является недопущение столкновения. Для этого водителю рекомендуется направить автомобиль в правую сторону настолько, насколько это возможно.

Основные действия при встречном разъезде на скорости

Если водитель увидел, что на него несётся встречный автомобиль, первым делом он должен перестать газовать, чтобы скорость его движения снизилась. Однако не рекомендуется сразу жать на тормоз. При помощи таких действий можно и вовсе утратить способность управлять машиной.

Руль нужно держать очень крепко. Особенно это касается тех ситуаций, когда приходится разъезжаться с фурой или большим автобусом. Дело в том, что крупные транспортные средства гонят за собой сильные порывы воздуха, которые могут пошатнуть авто и, в случае отсутствия управления, повернуть его.

Съезд

Мыслить водитель должен трезво и чётко. Возможно, единственным способом избежать столкновения будет съезд с проезжей части. Для этого быстро «пробегитесь» взглядом по краю дороги и найдите место на обочине, куда вы можете «безболезненно» свернуть.

Также для съезда подойдут специальные площадки, повороты или даже не очень отвесный кювет (в крайнем случае).

Смотрите, чтобы на том месте, в котором должен оказаться ваш автомобиль, не было препятствий: шлакоблоков, стоящих машин, дорожных столбов и тем более людей.

Торможение

Во время встречного разъезда разрешается использовать только прерывистое торможение. При экстренном автомобиль может занести, а водитель может потерять управление.

Особенно это предостережение касается тех случаев, когда сворачивать придётся на грунтовую площадку. Ведь сцепление колёс с поверхностью пути будет значительно ниже, чем на асфальте.

Добиваться полной остановки автомобиля не нужно, так как вы должны иметь возможность отвести его от удара. Когда дождётесь снижения скорости, плавно выверните колёса вправо для съезда. Рекомендованная скорость для поворота — 15 километров в час. Рывковые движения при повороте руля недопустимы.

Если вы видите, что всё-таки врежетесь во встречное авто, попробуйте сделать всё, чтобы столкновение не было лобовым. Отодвиньте своё авто, чтобы транспортные средства «шаркнулись» под углом или по касательной. Возможно, водитель встречной машины поступит так же и вы неожиданно для себя разъедетесь.

Чего нельзя делать при встречном разъезде на скорости?

Все люди разные, и их реакции на экстренные ситуации тоже отличаются. К сожалению, не все способны адекватно реагировать на дорожный форс-мажор и выбираться из сложной дорожной обстановки без последствий.

В этом разделе хотелось бы обратить внимание на самые распространённые ошибки водителей, столкнувшихся с необходимостью встречного разъезда.

  1. Напомним, что ни в коем случае нельзя нажимать в пол педаль газа. Это может сделать автомобиль неуправляемым. И даже если машину не занесёт, полная её остановка опасна. Вы должны иметь возможность отвести транспортное средство из-под прямого удара, а не ждать действий от встречного водителя.
  2. Нельзя бросать руль. Некоторые водители машинально бросают руль и выставляют руки вперёд для эфемерной защиты от удара. К сожалению, такое поведение обусловлено человеческими рефлексами. Бороться с ним можно только посредством максимальной концентрации и собранности за рулём. Победить этот рефлекс очень важно. Ведь, бросая «баранку», вы лишаете себя возможности исправить сложившуюся дорожную ситуацию.
  3. Резкие повороты руля. Нельзя резко выкручивать руль. Тем более, если разъезд происходит на высокой скорости. Это чревато избыточностью манёвра, когда автомобиль не просто сворачивает направо, а улетает в кювет или на встречную полосу.
  4. Нельзя пытаться выскочить из машины на ходу. Такие каскадёрские трюки спасают кому-то жизнь только в фильмах. В реальности же подобная смелость, наоборот, может стоить жизни водителю. Выпрыгивая на скорости из машины, человек не только страдает от мощнейшего удара об землю, но и может попасть под колёса встречного или попутного авто. Если вы нашли место, куда можно прыгнуть, чтобы остаться целым, почему бы просто не направить туда свой автомобиль?
  5. Нельзя закрывать глаза. Закрытые глаза и крик — ещё один «привет» от человеческих инстинктов. Но с ними тоже нужно бороться за рулём. Нельзя ни на секунду терять контроль за ситуацией. Ведь если разъезд происходит на высоких скоростях, важна каждая доля секунды.

В любой ситуации оставайтесь спокойным и здравомыслящим и пусть вам улыбнётся удача.

Если вы знаете какие-то секреты выполнения описанного выше манёвра, напишите об этом, пожалуйста, в комментариях. Также мы будем благодарны, если кто-то расскажет об известных ему ошибках при осуществлении встречного разъезда.

Правила встречного разъезда

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье рассмотрены правила встречного разъезда транспортных средств.

В автошколах изучению данного маневра уделяется не очень много внимания, поэтому водители не всегда умеют правильно его выполнять.

На самом деле, ничего сложного, в выполнении встречного разъезда нет. Нужно лишь знать несколько достаточно простых правил.

Что такое встречный разъезд?

Необходимость встречного разъезда возникает в том случае, если дорога по тем или иным причинам не позволяет одновременно проехать в разных (встречных) направлениях.

На практике правила встречного разъезда могут понадобиться, например, в следующих случаях:

  • Проведение дорожных работ на половине дороги.
  • ДТП, при котором перекрыта часть дороги.
  • Припаркованные у краев проезжей части автомобили.
  • Узкая проезжая часть, где не умещаются 2 машины (например, при въезде во двор).

Естественно, в зимнее время вероятность попасть на узкую дорогу выше, чем в летнее, т.к. не вывезенный с улиц снег может занимать значительную часть проезжей части. Если добавить к сугробам припаркованные с двух сторон автомобили, то дорога превращается в однополосную.

Правила встречного разъезда

Правила встречного разъезда приведены в разделе 11 ПДД “Обгон, опережение, встречный разъезд”. Пункт 11.7 правил гласит:

11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.

В этом пункте приведены 2 правила, регламентирующие разъезд при наличии препятствия.

На уклонах

Обратите внимание, в пункте 11.7 речь идет не о любых уклонах, а лишь о тех, которые обозначены соответствующими предупреждающими знаками:

При этом уступить дорогу должен водитель автомобиля, движущегося на спуск. И не имеет значения, на какой стороне дороги образовалось препятствие.

На рисунке выше синий автомобиль уступает дорогу встречным машинам, которые едут на подъем.

В остальных случаях

Что касается иных дорожных ситуаций (когда отсутствуют знаки “крутой спуск” и крутой подъем), то дорогу должен уступить водитель автомобиля, на стороне которого возникло препятствие.

На рисунке выше водитель белого автомобиля уступает дорогу встречным транспортным средствам.

При наличии знаков

На узких участках дорог могут устанавливаться специальные знаки, определяющие порядок проезда транспортных средств:

Знак 2.6 в красном круге говорит о том, что нужно уступить дорогу встречным автомобилям.
Знак 2.7 в синем квадрате говорит о том, что водитель имеет преимущественное право проезда.

На рисунке выше трактор проезжает через мост первым, а белый автомобиль уступает ему дорогу.

Штраф за нарушение правил встречного разъезда

За нарушение правил встречного разъезда в 2020 году на водителя может быть наложен штраф в размере 1 500 рублей (часть 1 статьи 12.15 КоАП).

Встречный разъезд в сложных ситуациях

На практике могут возникнуть более сложные ситуации, не предусмотренные правилами дорожного движения. Рассмотрим несколько примеров:

1. Узкая проезжая часть без препятствий, на которой изначально не могут разъехаться 2 автомобиля. Подобные однополосные дороги довольно часто встречаются на выездах из двора, в дворовых арках и т.п.

2. Дорога, препятствия на которой находятся одновременно с двух сторон. Например, речь идет о дороге с двумя колеями, которые расположены близко друг к другу. Т.е. несмотря на то, что на дороге 2 колеи, автомобили не могут проехать по ним без столкновения.

Ни в первом, ни во втором случае ни один из водителей не имеет решающего преимущества. Поэтому имеет смысл договориться о дальнейших действиях. Сделать это можно как жестами, так и непосредственно переговорив с водителем встречной машины.

Замечу, что лучше потратить 2-3 минуты на обсуждение деталей разъезда, чем допустить дорожно-транспортное происшествие и потратить на оформление документов и ремонт автомобиля кучу времени.

Встречный разъезд

обрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассмотрен встречный разъезд транспортных средств. Обычно изучению этого маневра уделяется не очень много внимания в автошколах, поэтому водители не всегда умеют правильно его выполнять.

На самом деле, ничего сложного, в выполнении встречного разъезда нет. Нужно лишь знать несколько достаточно простых правил.

Для начала предлагаю рассмотреть, что собой представляет встречный разъезд и в каких ситуациях на дороге он может понадобится.

Итак, необходимость встречного разъезда возникает на дороге в том случае, если дорога по тем или иным причинам не позволяет одновременно проехать по дороге в разных (встречных) направлениях.

Хочу напомнить, что в комментариях к правилам дорожного движения ситуация, в которой необходим встречный разъезд, обычно иллюстрируется как двухполосная дорога, на одной полосе которой возвышается земляная куча неизвестного происхождения. Однако подобная куча на практике встречается гораздо реже, чем реальная необходимость встречного разъезда.

Итак, встречный разъезд может понадобиться, например, в следующих случаях:

  • Проведение дорожных работ на половине дороги.
  • ДТП, при котором перекрыта половина дороги.
  • Припаркованные у краев проезжей части автомобили (в том числе в несколько рядов) и др.

Естественно, в зимнее время вероятность попасть на узкую дорогу значительно больше, чем в летнее, т.к. вовремя не вывезенный с улиц снег занимает значительную часть проезжей части. Если добавить к этим сугробам припаркованные с двух сторон автомобили, то дорога очень быстро превратится в 1 полосную.

Правила встречного разъезда

Правила встречного разъезда рассматриваются в разделе 11 ПДД “Обгон, опережение, встречный разъезд”.

Пункт 11.7 правил гласит:

11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.

Итак, в этом пункте приведены 2 правила. Второе правило применяется на уклонах, а первое – во всех остальных ситуациях. Замечу, что речь идет не о любых уклонах, а лишь о тех, которые обозначены соответствующими предупреждающими знаками:

При этом дорогу должен уступить водитель автомобиля, движущегося на спуск независимо от того, на какой стороне дороги образовалось препятствие.

Что касается иных дорожных ситуаций, то при их возникновении дорогу должен уступить водитель автомобиля, на стороне которого возникло препятствие.

Штраф за нарушение правил встречного разъезда

За нарушение правил встречного разъезда в настоящее время предусмотрен штраф в размере 1 500 рублей.

Однако хочу обратить внимание, что в случае выезда на встречную полосу движения на четырехполосной или более широкой дороге, на водителя также будет наложен и штраф в размере 1 000-1 500 рублей. Тем не менее о лишении водительских прав речь идти не может.

Встречный разъезд в сложных ситуациях

Также хочу заметить, что на дороге могут возникнуть и сложные ситуации, не предусмотренные правилами дорожного движения. Рассмотрим несколько примеров:

1. Узкая дорога, на которой изначально не могут разъехаться 2 автомобиля. Подобные однополосные дороги довольно часто встречаются на выездах из двора, в дворовых арках и т.п.

2. Дорога, препятствия на которой расположены и слева, и справа. Например, речь идет о дороге с двумя колеями, которые расположены близко друг к другу. Т.е. несмотря на то, что на дороге 2 колеи, автомобили не могут проехать по ним навстречу друг другу.

Ни в первом, ни во втором случае ни один из водителей не имеет решающего преимущества. Поэтому рекомендую предварительно договориться о дальнейших действиях. Сделать это можно как жестами, так и непосредственно поговорив с водителем встречного автомобиля.

Замечу, что лучше потратить 2-3 минуты на обсуждение деталей разъезда, чем часами дожидаться приезда сотрудников ГИБДД в случае дорожно-транспортного происшествия.

На этом рассмотрение правил встречного разъезда закончено.

Встречный разъезд машин: выполняем маневр безопасно

К встречному разъезду приходится прибегать довольно часто. И речь идет не только об обгоне по «встречке», который грозит столкновением лоб в лоб. Данный маневр применяют и при проезде перекрестков, и при разъезде во дворах, и при объезде препятствия. Причем Правила в каждом случае действуют по-разному.

Любой водитель просто не может обойтись без обгонов и перестроений. Ведь невозможно часами плестись за тихоходом, движущимся по загородной однополосной трассе со скоростью 20 км/ч. Тут даже новичок решится на обгон. А если на встречной полосе появится другой автомобиль, не будете же вы в него врезаться. Вот вам и пример встречного разъезда.

Однако совсем не обязательно покидать свой ряд, чтобы натолкнуться на встречную машину. Во-первых, другие автомобилисты также нередко прибегают к обгону. Они также могут выехать на вашу полосу, если на их половине дороги, например, ведутся дорожные работы или повстречалась огромная ямища.

Но чаще всего причиной встречного разъезда становятся припаркованные у тротуаров автомобили (иногда даже в несколько рядов). А если добавить к ним горы снега, который забыли вовремя вывезти зимой, то частенько дорога становится настолько тесной, что приходится выезжать на «встречку», чтобы проехать узкое место.

Правила встречного разъезда в различных дорожных ситуациях

· При объезде препятствия и обгоне

Казалось бы, во встречном разъезде нет ничего сложного: кто занял чужую полосу, тот и обязан уступить. Это действительно так, если речь идет о встрече с препятствием лишь на одной стороне проезжей части.

Аналогичная ситуация и с тем, кто обгоняет: чтобы избежать столкновения, он должен вовремя вернуться на свою полосу. В данном случае приоритет – у движущихся по своей половине дороги.

Но иногда ПДД предусматривают уступать даже на собственной половине дороги. Например, во время подъема на склон. Такая ситуация даже в экзаменационных билетах встречается. Давайте мы ее и разберем.

Как Вам следует поступить в данной ситуации?

1. Уступить дорогу встречному автомобилю.

2. Проехать первым.

3. Действовать по взаимной договоренностью с водителем встречного автомобилю.

Правила дорожного движения четко регламентируют встречный разъезд в данном случае (п. 13.4 ПДД). Водитель, поднимающийся на гору, имеет преимущество даже, если куча земли неизвестного происхождения препятствие перекрывает его полосу дороги. Основная причина заключается в том, что автомобилисту на подъеме намного сложнее тронуться в дальнейший путь после остановки (не просто так на практическом экзамене ввели обязательное упражнение «Эстакада»).

Но стоит помнить, что такое правило действует далеко не на каждом пригорке. Склон обязательно должен быть обозначен следующими знаками:

(Знак 1.13 «Крутой спуск») – (Знак 1.14 «Крутой подъем»)

Таким образом помечают только самые крутые и опасные склоны. На них всегда преимуществом обладает водитель, поднимающийся в гору.

Так что правильный ответ в этой экзаменационной задачке – 1. Автомобиль, спускающийся со склона, должен пропустить машину, движущуюся ему навстречу независимо от того, на чьей стороне проезжей части образовалось препятствие.

Иногда приходится осуществлять встречный разъезд на перекрестке. Например, когда вам и встречному автомобилю понадобилось повернуть налево. В этом случае разъехаться можно как правыми, так и левыми бортами. В первом случае машины не доедут друг до друга. Во втором – поравняются и, проехав мимо друг друга, повернут. Алгоритм действий водители выбирают сами, так как Правила дорожного движения допускают оба варианта – лишь бы автомобилисты после выезда с перекрестка не попали на «встречку».

А представьте себе дорогу, настолько узкую (например, из-за припаркованных вдоль обочины автомобилей), что одновременный разъезд двух машин на ней просто невозможен. Такие узкие места часто встречаются и при выездах из дворов или в дворовых арках. К тому же в данной ситуации вообще непонятно, чья это полоса: ваша или того автомобилиста, который едет вам навстречу. Так что тут ПДД бессильны.

Если ни один из водителей не имеет преимущества, то необходимо предварительно условиться о дальнейших маневрах. Сделать это можно жестами (о специальных жестах автомобилистов можно прочитать в этой статье), а если не получается, то придется выйти из машины и переговорить лично. Лучше потратить на это пару минут, чем потом в случае столкновения часами ждать полицейских или разбираться в оформлении Европротокола.

В узких дворах разъезд автомобилей также происходит по договоренности водителей. Как правило, одному из них приходится сдавать задним ходом для того, чтобы пропустить другого. Но кто именно должен сдавать назад? По соображениям безопасности, конечно, тот автомобилист, у которого расстояние до конечной цели будет меньше. Заставлять встречную машину пятиться задом вдоль всего дома, а то и нескольких – это глупо и небезопасно. Но иногда другого выбора нет: водителям-новичкам, к сожалению, очень тяжело дается маневрирование задним ходом.

Кстати, узкими бывают не только дворы. Иногда нужно проехать мост, ширина которого не позволяет разместиться там вдвоем. Обычно такие места маркируются знаками приоритета, дающими подсказку, кому проезжать первым. Маленькая красная стрелочка в следующих знаках указывает на то, что необходимо уступить:

(Знак 2.6 «Преимущество встречного потока») и (Знак 2.7 «Преимущество перед встречным потоком»)

Как избежать лобовое столкновение на скорости?

Встречный разъезд может обернуться довольно опасной ситуацией – лобовым столкновением автомобилей. И будет удачно, если оно произойдет на маленькой скорости, ведь ни для кого не секрет, насколько серьезными бывают последствия таких ДТП. Так что основная задача водителей – не допустить это самое лобовое столкновение. Что для этого нужно предпринять?

1. Первое, что приходит на ум: тормози-и-и-и-и! Однако, если вы начнете резко жать на тормоз, то машину может занести. Так что для начала – уберите ногу с педали газа, а затем тормозите прерывистым нажатием на педаль тормоза.

2. Руль держите крепко. Очень крепко! Особенно, если разъезжаетесь с большегрузным автомобилем или автобусом. Причина в том, что езда габаритных транспортных средств сопровождается сильными потоками воздуха, которые могут пошатнуть ваш автомобиль и даже направить его по неожиданной траектории.

3. Примите максимально правее насколько это возможно. Может быть, придется съехать с проезжей части. Только предварительно оцените, что на вашем пути не окажется никаких препятствий в виде бетонных плит, других автомобилей и тем более людей.

4. Если вы понимаете, что столкновение неизбежно, попробуйте предпринять все возможное, чтобы автомобили столкнулись под углом или вообще «шаркнулись» по касательной. А вдруг водитель встречной машины поступит также, и вы неожиданно для себя разъедетесь без последствий.

Ответственность за нарушение правил встречного разъезда

Наказание за нарушения правил встречного разъезда предусмотрено в виде штрафа на 1500 рублей. Однако, в случае обгона еще и прав могут лишить на 4-6 месяцев. Так что будьте аккуратнее и не нарушайте Правила!

Официальные и неофициальные правила разъезда во дворах

Современные дворы многоэтажных жилых домов представляют собой место, встречный разъезд в которых может представлять собой достаточно серьезную проблему. Как правило, автомобили здесь бывают припаркованы с двух сторон, порой еще и «елочкой». При этом для проезда остается только одна полоса, автомобили по которой движутся в обе стороны. Как разъехаться в такой ситуации? Кто должен уступить дорогу?

Правила дорожного движения и официальные правила разъезда

Согласно ПДД, двор является прилегающей территорией, и движение в нем не всегда регламентируется ими. При этом значение может иметь пункт, касающийся разъезда на дороге, одна полоса которой занята препятствием. В соответствии с данным пунктом, дорогу должен уступить тот автомобиль, который движется на спуск, так как движущемуся на подъем автотранспортному средству будет значительно труднее тронуться с места после остановки.

Помимо этого, ПДД регламентируют выезд с прилегающей территории. В данном случае Правила предписывают водителю перед выездом занять крайнее положение на проезжей части и уступить дорогу тем, кто движется по ней. При этом вид транспортного средства и его направление движения значения не имеют. Тоже самое касается и въезда во дворы.

К сожалению, четкой регламентации разъезда в глубине дворов и приоритетов при этом в Правилах Дорожного Движения не приводится, что нередко является причиной конфликтов между автовладельцами, каждый из которых пытается доказать свое преимущество, основываясь на невнятных выдержках из различных законодательных актов. Между тем, все просто. Встречный разъезд во дворах между опытными водителями осуществляется на основе взаимоуважения и неписанных правил подобного маневра.

Как разъехаться во дворе

Как правило, при движении двух автомобилей навстречу друг другу одному из них приходятся сдавать задним ходом для того, чтобы обеспечить беспрепятственный объезд другому. Кто именно должен сдавать назад? По соображениям безопасности назад должен сдавать автомобиль, которому для достижения цели требуется проехать наименьшее расстояние. Заставлять встречный автомобиль выезжать задним ходом до самого въезда во двор не только глупо, но и опасно. При этом исключение составляют случаи, когда за рулем автомобиля, который должен бы ехать задним ходом, оказывается начинающий водитель. Как правило, движение задом представляет огромную сложность для новичков. В подобных ситуациях задних ход в исполнении более опытного водителя будет намного безопаснее, даже если расстояние, которое необходимо проехать, будет больше.

Выполняя встречный разъезд во дворах, вовсе не обязательно выезжать задним ходом до самого выезда из двора. Практически в каждом дворе присутствуют расширения, образовавшие стихийно или специально сохраняемые автовладельцами для таких случаев. Для разъезда обычно бывает достаточно принять правее в зоне подобного расширения и остановиться, дав встречному автомобилю возможность проехать. Вариантом данного метода является въезд на любое свободное парковочное место. Паркуемся, встречный автомобиль проезжает, выезжаем и продолжаем движение.

Особый путь решения возникает в случаях, когда один из автомобилей, участвующих в разъезде, является внедорожником. В большинстве дворов проезжая часть окаймляется по бокам некой грунтовой дорожкой, часто размытой и грязной. Легковой автомобиль не сможет воспользоваться данной зоной для разъезда. А вот для внедорожника это не является проблемой. Автомобиль, обладающий внедорожными качествами, смещается на грязную обочину, легковой автомобиль проезжает, внедорожник возвращается на дорогу и продолжает движение в нужном направлении.

Все вышесказанное касалось непосредственного разъезда при движении по одной полосе в противоположных направлениях. Однако в современных дворах существуют и перекрестки дорог, на которые действуют определенные правила дорожного движения. Так, проезд перекрестков по дворах должен осуществляться аналогично таковому на дорогах общего пользования (нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог) – по помехе справа. Тоже самое касается и маневрирования на ограниченной площади нескольких автомобилей. Как правило, при разборе ДТП во дворах основным правилом, которым руководствуются сотрудники ГИБДД, является правило «правой руки».

Попутный разъезд во дворах

Разъезд во дворах может быть не только встречным, но и попутным. В данном случае объезжать приходится остановившиеся непосредственно на дороге автомобили. Как правило, подобные остановки выполняются водителями для посадки или высадки пассажиров, кратковременной разгрузки груза. В подобных ситуациях лучше подождать, пока водитель остановившегося впереди транспортного средства закончит свои дела и продолжит движение.

В случаях, когда остановка переднего автомобиля связана с его неисправностью или длительной деятельностью (работа пожарных, скорой медицинской помощи, полиции, коммунальных служб), не следует проявлять агрессию и пытаться согнать водителя с места. Он остановился не просто так, и отъезжать с необходимого места врятли станет. Гораздо проще сдать задним ходом до места, где возможен разворот, выехать и заехать во двор с другой стороны. При этом удастся избежать проблем со встречным разъездом. Дорога перекрыта служебным автомобилем, а значит, навстречу не будет двигаться никто.

Следует помнить, что все неофициальные правила разъезда основаны на принципах взаимоуважения и заботы об окружающих. Конфликты на дороге редко позволяют добиться желаемого результата. Как правило, они приводят исключительно к потере времени, а порой и здоровья. Поэтому общение с другими водителями и совместное принятие решения об оптимальном пути разъездов должно осуществляться в дружественной обстановке, без оскорблений и рукоприкладства. К сожалению, многие современные водители пренебрегают этим очевидным правилом, что часто имеет весьма негативные последствия для обоих участников конфликта.

Читайте также:  Что может вытекать из автомобиля – виды разнообразных луж под машиной
Ссылка на основную публикацию