Что такое чип-тюнинг автомобиля, его преимущества и недостатки

Почему стоит сделать чип-тюнинг двигателя вашего автомобиля

В современном мире электронике отведено одно из ведущих мест. И это естественно, ведь век всеобщей компьютеризации невозможно представить без электронного оборудования. Абсолютно вся техника: от обычных мобильных телефонов до огромных самонаводящихся ракет, подчиняется миниатюрным чипам, собранным в сложные микросхемы.

Не являются исключением в этом плане и автомобили, в управление которых тоже прочно вошла электроника. Тем более что в последнее время с ее помощью, а именно применяя чип-тюнинг, стало возможным значительно усовершенствовать практически любые транспортные средства.

Что такое чип-тюнинг

Это корректировка программ, управляющих работой двигателя, для увеличения его мощности.

Прочитав это простое и понятное определение, можно задаться вполне закономерным вопросом – почему бы производителям самим не решить данную проблему, тем более что в заводских условиях, при наличии современного оборудования, сделать это, наверное, совсем не сложно. В отличие от владельцев машин, которым приходится ломать голову над поиском соответствующих мастеров, а потом еще и оплачивать их работу.

Но все дело в том, что уменьшая мощность двигателя, производители преследуют вполне определенные цели. Одна из которых, например, заключается в снижении количества вредных выбросов из выхлопной системы автомобиля, загрязняющих окружающую среду. Что приводит, в свою очередь, к сведению практически на минимум суммы экологического налога.

На рынок же, как правило, поставляются сразу два варианта одной модели автомобиля: один – более слабый, другой – более мощный. Причем, конструкция двигателя в обоих случаях совершенно одинаковая, но, разумеется, разная стоимость. Так что выбор у автомобилистов всегда есть: купить сразу сверхсильную машину или увеличивать мощность после приобретения более слабого варианта.

Каким двигателям рекомендован чип-тюнинг

Процесс тюнинга хорошо подходит дизельным и надувным двигателям, поскольку он увеличивает их мощность от 20 до 35 %.

А что касается атмосферного двигателя, там прирост в среднем 8 – 10%.

Процесс чип-тюнинга

Проводится проверка мощности автомобиля на специальном стенде. Здесь же производится его компьютерное тестирование.

Войдя в программу управления двигателем, специалист по тюнингу вносит в нее необходимые изменения, которые зависят от количества ее параметров. Таких показателей всегда бывает несколько: от двух – в простых по конструкции двигателях, до шести – в сложных дорогих агрегатах, типа BMW.

Учитывая, что блок управления двигателем взаимосвязан со многими автомобильными системами, в том числе и с коробкой передач, специалисту придется вносить определенные изменения и в нее.

Именно в этом заключается сложность данного процесса, и далеко не все современные модели машин могут через него пройти, поскольку в их едином цельном организме менять придется абсолютно все, а это совершенно невозможно.

Стоимость тюнинга

Стоимость тюнинга, как и любой другой автомобильной услуги, зависит от нескольких моментов.

Если прошивки скачаны с интернета бесплатно с неизвестных сайтов, если в работе используется дешевое некачественное оборудование – то и стоимость программирования ЭБУ будет низкой, как и качество работы..

Автосервис, тратящий большие суммы на пробретение новейших программаторов, лицензионных прошивок, диагностическое оборудование никогда не будет прошивать по низкой цене. Но и гарантия качества работы гораздо выше.

Марка автомобиля в стоимости чип-тюнинга играет практически определяющую роль. Например, за «Ниву» придется отдать около 2000 рублей, модернизация BMW будет стоить не меньше 7000, а вот увеличение мощности современной спортивной модели выльется в совершенно сказочную цену.

Преимущества чип-тюнинга

Процесс чип-тюнинга, как и любая модернизация автомобиля, имеет ряд неоспоримых преимуществ.

  • Увеличение мощности двигателя.
  • Уменьшение расхода топлива.
  • Улучшение работоспособности мотора путем ликвидации рывков и толчков в коробке передач.
  • Устранение провалов педали газа.
  • Исправление ошибок программирования, влияющих на технические характеристики двигателя.

Перечисляя достоинства данного метода усовершенствования работы двигателя, не нужно забывать, что все эти сведения почерпнуты из статистических опросов и отзывов граждан, не равнодушных к автомобильному прогрессу. Но здесь надо сразу уточнить, что хорошо для одного – для другого просто неприемлемо.

Глядя на процесс тюнинга глазами автолюбителя, можно сказать, что это очень и очень хорошее, а, главное, полезное занятие. Ведь он делает машину супер современной, отвечающей всем требованиям компьютерного века.

Недостатки чип-тюнинга

Очень важным фактором в процессе тюнинга является безопасность данной модернизации. Если в программу управления вмешиваться неосторожно, нарушая допустимые пределы изменения необходимых параметров, это приведет к быстрому износу двигателя, порой, не подлежащему восстановлению. Поэтому нужно обращаться только к специалистам в этой области, чтобы не лишиться своей любимой машины.

Изменения электронных настроек в ведущих системах автомобиля приведут к потере гарантии, выданной на него при покупке. Что повлечет за собой очень неприятные последствия, которые проявятся при первом же обращении в автосервис. Дело в том, что грамотные мастера сразу же обнаружат постороннее вмешательство в компьютерные программы автомобиля, и, разумеется, не станут ремонтировать его бесплатно.

Возвращаясь к выше сказанному, необходимо напомнить, что изменения в одной из многих связанных между собой систем автомобиля, повлечет за собой изменения и во всех остальных. А это может отрицательно сказаться на всей конструкции в целом. Поэтому нужно хорошо понимать что, прибегая к процессу тюнинга, можно полностью лишить автомобиль его родных характеристик.

Чип-тюнинг, как известно, дело добровольное. При некорректном обращении легко можно убить и форсированный двигатель. Важна ведь не мощность мотора, и не количество спрятанных в нем лошадей, а, в первую очередь то, кто и как управляет данным транспортным средством. Именно от стиля вождения и характера отношения к автомобилю зависит его техническое состояние, а, значит, и продолжительность жизни.

Чип-тюнинг двигателя. Плюсы и минусы. А стоит ли вообще делать. Подробно, плюс видео

Сейчас век инжекторных автомобилей, это уже далеко не карбюратор (в котором многие функции выполнялись механически), это машина напичканная электроникой. Управление многими функциями и параметрами машины, происходит ЭБУ (Электронным Блоком Управления). Однако этот блок сам по себе просто набор железок и микросхем, в него нужно залить определенную программу или как ее называют «прошивка», которая уже по специальным алгоритмам будет управлять всеми основными функциями (например — впрыск топлива, зажигание и т.д.). Но прошивка это всего лишь программа, которая зашивается в чипы ЭБУ, то есть эту программу можно менять, улучшать, делать более оптимизированной. Именно такое улучшение и «перепрошивка» микропрограммы и называется громким словом «ЧИП-ТЮНИНГ». НО всегда ли это благо? Стоит ли делать такое улучшение, какие есть плюсы и минусы, и не будет ли для двигателя и остальных агрегатов вреда? Давайте разбираться, как всегда будет видео в конце так что читаем — смотрим …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Что такое прошивка
  • Как прошивка влияет на мощность
  • Плюсы и минусы
  • Так стоит ли делать или нет?
  • ВИДЕО ВЕРСИЯ
  • ГОЛОСОВАНИЕ

Многие владельцы «дохлых» авто, просто мечтают о таком виде улучшения. Ведь чип-тюнинг, особенно на наши ВАЗ может сделать практически каждый более менее разбирающийся в электронике человек, при наличии программатора, да и прямых рук. Лезем на тематический форум, качаем «супер-турбо» прошивку и ВУАЛЯ – вместо положенных 80 – 90 лошадиных сил, прибавляется аж до 110 – 120 (а тои больше)! Ну не сказка — правда?

И вот уже полетели вести о том какие инженеры ВАЗ, плохие, да они ничего не умеют и вообще руки у них растут их «ж.пы»! А вот мы красавцы, да все умеем, машина просто «прет» (наконец то можно с «Солярисом» на светофоре потягаться), в общем одни плюсы.

Кстати это касается не только наших отечественных машин, но и многих других брендов, начиная от Рено Логан, заканчивая крутыми БМВ и Мерседес.

Есть одно правило (из наблюдений) – сколько бы мощности у вас не было, через полгода вам будет хотеться еще больше! Ибо вы уже привыкли к такой мощности двигателя

Так вот и мечтают многие из нас с вами просто выстреливать на светофорах, хотя под капотом у вас двигатель всего 1,4 литра (а может и того меньше). НО при необдуманном чип-тюнинге, есть большой шанс, просто убить двигатель, катализатор, коробку ЗА ОЧЕНЬ КОРОТКОЕ ВРЕМЯ! Давайте детально разбираться.

Что такое прошивка

«Прошивка» или правильнее будет называть «микропрограмма», это своего рода операционная система для нашего ЭБУ. Как наш домашний компьютер или ноутбук не будет работать без WINDOWS (это просто набор железа), так и для того чтобы управлять машиной в ЭБУ нужно установить или загрузить специальную программу, которая будет управлять всем авто.

Не нужно думать — что создание микропрограммы, это такой легкий и непринужденный процесс, и что каждый ФОРУМ и «специалисты» на нем могут вот так вот просто взять и создать ее с нуля! ЭТО КРАЙНЕ НЕ ВЕРНО.

Микропрограмма, создается с нуля только производителем, ЭТО РЕАЛЬНО СЛОЖНЫЙ ПРОЦЕСС. Куча программистов и инженеров трудятся над ее созданием. Это как написать WINDOWS с нуля, в гаражах и прочих «конторах» никто так не делает, это просто нереально. А просто ломают существующую программу, и по их мнению улучшают какие параметры.

Однако хочется сказать, что бывает ОФИЦИАЛЬНО несколько программ (прошивок) именно на вашу машину, например исправление самим производителем каких-либо «багов». Но зачастую вам перепрограммируют сами лицензированные сервисные или дилерские центры. Однако если гарантия у вас закончилась, то и оповещать вас никто не будет. Поэтому если задумались делать чип-тюнинг поинтересуйтесь — а если ли официальные свежие прошивки.

Как прошивка влияет на мощность

Собственно по-разному, в зависимости от того что вам нужно. Вообще микропрограмму можно как «придушить», так и наоборот «отпустить». Что это значит – да все просто, есть «чип-тюнинг» который придушит вашу машину, но она станет экономичной, то есть снизится расход топлива — но такие явно не пользуются популярностью. А вот есть другой тюнинг, который увеличит мощность вашего двигателя! И такие ОЧЕНЬ СИЛЬНО пользуются спросом.

Справедливости ради, стоит отметить, что есть так называемые нормализированные прошивки – это когда берется штатная (стоковая) прошивка и слегка улучшается – немного снижается расход топлива, увеличивается мощность, плавность работы двигателя и т.д.

Читайте также:  Как рассчитать расход топлива автомобиля

Однако как я написал выше, «нормализированные» и «экономичные» чип-тюнинги нужны только единицам, все подавай больше мощности, и тут есть где разгуляться.

В общем как мы с вами знаем, есть два больших класса двигателей – это бензин и дизель. В свою очередь бензин делится на — ТУРБО и обычный атмосферник.

Если забежать вперед — то увеличение только при помощи прошивки (чип-тюнинга) может достигать до 30 – 40% мощности, только вдумайтесь! Скажем было у вас на ТУРБО движке 150 л.с. а стало 180 – 200 л.с.!

Справедливости ради стоит отметить, именно на турбированных двигателях и неважно бензин это или дизель, стоит ждать максимального прироста мощности.

На обычных атмосферных моторах, прибавка не такая критичная, все же обычные «атмосферники» зачастую «чипуются» для того чтобы убрать катализатор, и убрать «затупы» при «трогании» с места, которые обусловлены экологическими ограничениями. Однако «раскачать» мощность до 15 – 20% можно.

Если посетить крупные компании, которые занимаются чип-тюнингом, то можно понять что оптимальной прибавкой к мощности является именно 20 – 25%! Почему поймете ниже.

Вроде одни плюсы, если даже установить «нормализированную» микропрограмму, то характеристики однозначно улучшаться. Но почему так много в сети негативных отзывов, ТО ЕСТЬ ОТКРОВЕННО МИНУСОВ! Давайте разбираться.

Плюсы и минусы

Ребят хочется начать с минусов и развеять много мифов, которые так и витают рядом с чип-тюнингом.

Если честно, то нормальных прошивок (микропрограмм), КОТОРЫЕ МАКСИМАЛЬНО увеличивают мощность вашему двигателю очень мало. Вам нужно отдавать отчет самому себе, что при изменении настроек в ЭБУ, системы двигателя (и многие другие) начнут работать совершенно по другим алгоритмам! Что в конечном итоге может реально навредить вашему мотору, вплоть до выхода его из строя!

Любая прошивка, ДОЛЖНА ОБКАТЫВАТЬСЯ с замерами многих параметров, прежде чем применяться на сотнях или даже тысячах машин! Производитель это знает и делает это, а вот ТЮНИНГ конторы (даже самые именитые), зачастую НЕТ!

Что происходит в итоге. Вы пригоняете свежую или даже новую машину (на гарантии) в такую компанию, вам делают чип-тюнинг и вы уезжаете. Вас заверяют, что прошивка у них ФИРМЕННАЯ, что делают ее чуть ли не в Германии, Корее или Японии (в общем стране производителя), и она абсолютно безвредная, НО РАСКРОЕТ ВЕСЬ ПОТЕНЦИАЛ ДВИГАТЕЛЯ. И действительно машина начинает «валить», мощность увеличивается, расход (как правило) также увеличивается, но не критично, вы довольны «как слон». Но после 5000 – 10000 километров пробега, у вас накрывается либо двигатель, любо катализатор, либо коробка передач, особенно если она автоматическая. НО почему? Что произошло?

Ребят никто не задумывается над параметрами, этой прошивки и как она повлияла на ваш двигатель. ДА в ней может быть заложена большая подача топлива, и обогащение смеси, что при определенных оборотах даст больше мощности. НО какими средствами? Как повлияет эта смесь скажем — на клапана, на температуру двигателя, на катализатор, детонацию и прочее?

Если чип-тюнинг сделан не верно, то — перечислю по пунктам:

  • Клапана от обогащенной смеси, могут прогореть
  • Двигатель из-за неправильного впрыска, может сильнее разогреваться, что может привести к его перегревам, особенно в жару, летом в пробках
  • Если смесь обогащенная, то температура ее горения может быть выше и выхлопные газы могут просто оплавлять катализатор. Так нормальная температура скажем на 2 – 3 передаче около 500 – 600 градусов Цельсия, а вот при неправильном чип-тюнинге она может доходить до 900 градусов, КРИТИЧНО для катализатора
  • Детонация. Датчик детонации будет просто кричать! Но в обычном состоянии это вам покажет значок «CHECK ENGINE», а вот в прошивке его банально могут отключить. А детонация – это реально разрушающий процесс для мотора в целом

Отдельный и ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ МИНУС — это трансмиссия! Тут стоит разъяснить более подробно. Смотрите зачастую коробка передач (опять же если это особенно — вариатор или автомат) рассчитана на определенный крутящий момент. Конечно, у них есть небольшой задел, но он реально НЕБОЛЬШОЙ! Зачастую бывает — прошивкой специально «душится силовой агрегат» чтобы он не мог нанести вред трансмиссии, делается это на смежных моделях или одной модели но с разными моторами (например 1,6 и 2,0 литра).

Теперь что делается прошивкой – да банально убирается это ограничение, да машина начинает лететь, НО! Коробка передач не рассчитана на такой крутящий момент, и ее банально ломает. Причем бывает, что ломает вал — просто вдумайтесь.

НО, конечно же вас никто не спросит – А КАКОЙ КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ ПЕРЕВАРИВАЕТ ВАША КОРОБКА, И КАКОЙ ПРИРОСТ ДАСТ НОВАЯ ПРОШИВКА!

Поэтому минусов в чип-тюнинге, также предостаточно, особенно если вы делаете его сами, скачав микропрограмму с форума или «проверенного» сайта.

Так стоит ли делать или нет?

Вопрос не однозначный. Есть действительно профессиональные компании, которые занимаются ГРАМОТНЫМ ЧИП-ТЮНИНГОМ, но таких единицы, в нашей да и соседних странах. Стоимость их услуг зачастую просто зашкаливает, ВЕДЬ РЕАЛЬНО ГРАМОНТАЯ ПРОШИВКА и работа по ее замене — обкатке стоит больших денег. Это вам не «дядя Вася» в гараже с нетбуком купленным за 1500 рублей. Они вам дадут и гарантию на свои работы, и представят все графики. Например, «кривая» увеличения мощности, показатели датчика детонации, показатели с датчика катализатора, расчет по мощности чтобы не повредить трансмиссию.

Именно из-за трансмиссии (иногда из-за катализатора и турбины) на турбированных моторах, СЕРЬЕЗНЫЕ КОМПАНИИ УВЕЛИЧИВАЮТ МОЩНОСТЬ МАКСИМАЛЬНО НА 20-25%, хотя возможно до 40%

В нашей стране можно поставить заграничные прошивки, которые продиктованы у нас ограничениями закона. Что я имею в виду, например — возьмем тот же Hyundai Creta с двигателем 2,0 литра, в нашей стране чтобы транспортный налог был не такой большой мощность ужали на уровне 149 л.с., хотя например в Китае Hyundai IX25 (по сути тот же Creta) имеет мощность в 165 л.с.! То есть наш производитель умышленно «порезал» характеристики чтобы влезть в приемлемую налоговую нагрузку. Если сделать чип-тюнинг именно от «IX25» (официальную), да еще и найти нормальную компанию, то реально мощно прибавить около 10% мощности, без каких-либо серьезных последствий для машины.

В остальных случаях – это непонятно какие микропрограммы (скаченные с форумов), непонятно какие компании (которые делают прошивки типа в других странах), гаражные специалисты (которые еще и не дают гарантии) – Я ВАМ НАСТОЯТЕЛЬНО НЕ РЕКОМЕНДУЮ, ЗАГУБИТЕ СВОЙ АВТО, БУДЕТ МУЧИТЕЛЬНО БОЛЬНО.

Сейчас видео версия статьи смотрим

Сейчас небольшое голосование, вы за чип-тюнинг или нет?

Собственно на этом у меня все! Думаю было полезно, читайте мой АВТОБЛОГ, подписывайтесь на канал.

(11 голосов, средний: 4,18 из 5)

Похожие новости

Мощность генератора автомобиля. Как ее узнать (определить) и от .

Обгонная муфта генератора. Что это такое и для чего нужна. Важны.

Что такое OBD2 и причем тут ELM327? Как ими пользоваться в машин.

Преимущества и недостатки чип-тюнинга

Благодаря бурному развитию технологий автолюбители получили отличную возможность форсировать динамические параметры автомобиля, не нанося ущерба его внутреннему устройству. Помогает решению этой задачи чип-тюнинг – процесс настройки режимов функционирования электронных контроллеров посредством коррекции программ управления, что способствует повышению мощности силовой установки.

Что такое чип-тюнинг двигателя?

Говоря простым языком, это процедура перепрограммирования ЭБУ, благодаря чему оптимизируются настройки машины. При этом технические и механические параметры остаются неизменными. Чип-тюнинг позволяет скорректировать угол зажигания, объем подачи горючего, впрыскиваемого в двигатель, а также изменить давление наддува и обогащение топливной смеси. Важным преимуществом процедуры выступает ее оперативность – во многих случаях работа производится всего за 60 минут.

Нередко автолюбители пользуются чип-тюнингом для повышения характеристик мощности и сокращения расхода топлива. Вначале специалист через специальный разъем подключает ПК или ноутбук к блоку управления. Благодаря имеющемуся софту он имеет возможность изменять заводские настройки. Затем производится прошивка и осуществляется синхронизация данных с устройства. Мастер должен четко представлять вносимые изменения. Далее, записывается новая программа, после чего проверяется работоспособность машины. Чип-тюнинг подходит практически для любых видов двигателей, кроме отдельных силовых установок, произведенных в Японии. В целом не существует заметных различий в проведении этой процедуры для российских авто и иномарок.

Чип-тюнинг допускается проводить на любых видах современной техники, оснащенной ЭБУ (мотоциклы, яхты, квадроциклы, трактора). Он дает возможность расширить запас мощности силового агрегата, помогая использовать имеющийся потенциал двигателя. Процедура предполагает корректировку работу мотора, а также настройку микросхемы, что вызывает обновление базы данных блока управления. Вся информация хранится в форме двух- и трехмерных таблиц, количество которых может различаться в зависимости от производителя.

В устройстве современных автомобилей предусмотрен порт OBD, позволяющий производить изменения в ЭБУ, исключая необходимость снятия. Правда, в ряде случаев внести данные получится только при изъятии микросхемы. Это сложная операция и без услуг профессионального мастера здесь не обойтись. Не стоит доверять подобную работу сомнительным спецам, которые могут еще больше навредить.

В некоторых сервисах прошивку осуществляют с большими ошибками – машину загоняют на стенд и с помощью специального ПО просто изменяют заводские настройки. Далеко не все представляют, что в автомобиле может присутствовать несколько связанных между собой блоков. Поэтому корректировка одного из них требует подобных действий и в других.

Достоинства чип-тюнинга

Недостатки чип-тюнинга

Недостатков этой процедуры несколько меньше, но они способны повлиять на желание автолюбителя заказать чип-тюнинг.

К ним относится:

  1. Сложность операции, которую должны выполнять только профессионалы самого высокого уровня, в противном случае можно серьезно навредить ЭБУ или вообще вывести его из строя.
  2. Некачественный чип-тюнинг может увеличить расход горючего на 20% и привести к сбою 5-7% установленных программ, что может вызвать крайне негативные последствия. Также на несколько процентов сокращается рабочий ресурс отдельных деталей двигателя.

Иные неполадки встречаются крайне редко и их можно назвать маловероятными. Если рассуждать о соотношении недостатков и достоинств чип-тюнинга, то последние имеют очевидное преимущество.

Читайте также:  Как работают перекупщики автомобилей и как начать такой бизнес

Сколько стоит чип-тюнинг двигателя?

Окончательная цена работы зависит от особенностей автомобиля – его марки, модели, года выпуска, характеристик мотора. Также на ценообразование влияет субъект, осуществляющий процедуру, которым может быть частный мастер, специалист дилерской компании или автосервиса. Стоимость услуги у них варьируется в средних пределах от 2 до 10 тысяч рублей. Однако цена не всегда выступает гарантией отменного качества работы. Иногда талантливые мастера-самоучки могут произвести корректировку двигателя на высочайшем уровне, но не все располагают необходимым оборудованием, установка которого обходится в копеечку.

Сегодня чип-тюнингом занимается основная масса автопроизводителей, поэтому процедура приобрела официальный характер. Доверять свой автомобиль следует проверенным специалистам с отменной репутацией и огромным опытом в этом деле. Экономия здесь не нужна, но и переплачивать по двойным тарифам нет особого смысла.

Если вы уверены в своих силах и решили заняться чип-тюнингом самостоятельно, перед началом работы проконсультируйтесь у знающего специалиста. Это сократит вероятность фатальных ошибок, за которые придется дорого платить. Кроме того, вам потребуется специальное оборудование, не требующее особых умений для использования. После нескольких попыток вы уже наверняка не будете нуждаться в услугах сервисного центра.

EFC › Блог › Что такое чип-тюнинг: достоинства и недостатки, гарантия дилера

На «чиповку» собственной машины решаются немногие, особенно если речь идет об автомобилях, находящихся на гарантии, к тому же обладающих «достаточной», по мнению водителей, мощностью двигателя. Однако вопросы «что такое чип-тюнинг?», «зачем его делать?», «как это повлияет на характеристики машины?» и «не повлечет ли это за собой отказ в гарантийном обслуживании?» все равно актуальны для владельцев самых разных автомобилей, желающих получить от них чуть больше, чем готов им дать производитель.

Первое знакомство с чип-тюнингом

Само понятие «чип-тюнинг» произошло от двух английских слов: chip – микросхема, и tuning – настройка. Это самый безопасный, самый бюджетный и самый простой способ придать своей машине чуть больше «огонька». И все по одной простой причине — в рамках чип-тюнинга не требуется механическое вмешательство в мотор. А значит, не нужна установка дополнительного оборудования и прочие серьезные работы, которые, если их проводят непрофессионалы, могут закончиться для автомобильного «сердца» крайне печально.

Суть этой процедуры – изменение настроек в так называемом ЭБУ — электронном блоке управления двигателем. Иногда его называют «мозгами» мотора. Изначально прописанные в нем параметры задаются инженерами завода-изготовителя. А они исходят из средне-оптимальных показателей работы мотора и, кроме того, настраивают силовой агрегат в жесткой привязке к действующим экологическим нормам, что ощутимо бьет по динамическим характеристикам любой, даже изначально мощной машины. Именно поэтому абсолютно неэкологичный Dodge Charger 70-х с «древним», казалось бы, мотором лишь на секунду уступает в разгоне до сотни намного более мощному и современному Chrysler 300C SRT-8.

В ходе чип-тюнинга меняется от 50 до 1000 установок. В частности, отключаются кислородные датчики и катализаторы, после чего двигатель может «вздохнуть полной грудью». Однако это делает мотор менее экологичным. Специалисты, занимающиеся такими операциями, обращают внимание на то, что чип-тюнинг – это не забава для стритрейсеров, а своего рода «апгрейд» для тех, кто хочет получить от машины чуть больше мощности, тяги и эластичности. Ведь меняется не только динамика машины. Например, более плавно начинает работать коробка-«автомат». Сама процедура обычно занимает около получаса, а если результат не оправдал ожиданий, настройки можно вновь вернуть к заводским параметрам.

Достоинства и недостатки чип-тюнинга

У многих сомневающихся, стоит ли решаться на такую процедуру, возникает вопрос: «А не уменьшает ли чип-тюнинг ресурс двигателя?». Вроде бы производитель, как никто другой, знает, как должен быть настроен его мотор, и вносить изменения в эти настройки, значит, губить двигатель. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Специалисты тюнинг-ателье и автосервисов, где производятся такие операции, разумеется, уверяют, что после чип-тюнинга ресурс даже увеличивается. Но по-своему правы и те, кто отмечает, что если машина стала быстрее, то и ездить на ней будут резче, уменьшая таким образом ресурс не только мотора, но и всех остальных узлов, испытывающих дополнительные нагрузки.

Теперь о главном: насколько увеличивается мощность, напрямую зависит от типа двигателя. Если это бензиновый «атмосферник», то в среднем на 5-10%. Если же дизельный или бензиновый агрегат, оснащенный турбонаддувом, то его можно сделать мощнее на 20-40%, например, за счет изменения давления в турбине.

Любопытно, что подобные программы предлагают не только тюнинг-ателье, но и специализированные СТО и даже некоторые официальные дилеры. Например, один столичный автосервис, занимающийся обслуживанием пост-гарантийных Porsche Cayenne, путем изменения прошивок увеличивает мощность на 50-60 л.с.

А дилеры Volvo предлагают своим клиентам установить пакет Polestar Performance. Например, у модели S60 с бензиновым турбомотором T6 мощность увеличивается на 25 л.с., а у XC60 с турбодизельным D5 – на 15 л.с. Фактически, этот пакет и есть ни что иное, как чип-тюнинг. Только «добро» на него дает уже сам производитель, настройки меняются мягко, «без экстрима». Но заплатить за это придется дороже, чем за аналогичную операцию у сторонних сервисов.

Однако для чип-тюнинга не обязательно иметь изначально мощный спортивный автомобиль. Относительно недорогая «чиповка» делает Ford Ranger мощнее на 40 л.с., также увеличивая крутящий момент на 70 Нм, что для пикапа зачастую важнее количества лошадиных сил.

Чип-тюнинг и гарантия

Самая главная проблема чип-тюнинга – отказ в гарантийном обслуживании практически с вероятностью 100%. В частности, один из крупнейших российских дилеров оставляет гарантию только на лакокрасочное покрытие и лишает ее техническую «начинку» автомобиля.

Специалисты по чип-тюнингу уверяют, что обнаружить измененные настройки невозможно. Однако мастера в дилерских автосервисах, в свою очередь, утверждают: дата любого изменения кодов в ЭБУ фиксируется в «мозгах» машины, так что скрыть факт чип-тюнинга не удастся.

Именно поэтому многие владельцы новых машин к сторонним ателье предпочитают не обращаться, а если и улучшают динамические показатели своих моторов, то с помощью специальных прошивок, одобренных производителем. Что касается машин, сошедших с гарантии, то здесь поле для экспериментов безграничное. И к чип-тюнингу прибегают не только владельцы спорткаров, но и вполне утилитарных или сугубо городских машин – начиная с Ford Focus и Chevrolet Cruze и заканчивая Renault Kangoo и Peugeot Partner.

Полезно? Лайкаем и делимся со своими подписчиками!

Чиповать или не чиповать двигатель автомобиля

Сегодня каждый автолюбитель знаком с таким понятием, как чип-тюнинг. Дословно это означает «настройка микросхемы». Как известно, современные двигатели имеют электронную систему управления, которая полностью контролирует топливный впрыск, зажигание и работу других систем ДВС.

Указанная настройка предполагает внесение определенных изменений в управляющую программу, которая «зашита» в память ЭБУ. Также может быть реализована полная замена программы на модифицированную. В ряде случаев отдельно практикуется установка дополнительных модулей (так называемых чип и тюнинг-боксов).

Казалось бы, данный способ является известным и доступным решением, однако далеко не все задумываются, вреден ли чип-тюнинг для двигателя. В этой статье мы намерены поговорить о том, как влияет на ДВС чиповка мотора, последствия такой операции, а также почему для многих гражданских авто в такой доработке на практике нет никакой необходимости.

Чип-тюнинг двигателя: плюсы и минусы

Итак, перепрошить электронный блок управления сегодня можно практически везде, причем недорого. Сразу отметим, как правило, квалификация и профессионализм мастеров интересует водителей далеко не всегда. Главное, чтобы после доработки владелец ощутил обещанные улучшения и остался доволен конечным результатом.

Для заметной разницы нужно сделать так, чтобы изменилось ощущение разгона. Сразу отметим, разгон не является максимальной мощностью. Другими словами, после чип-тюнинга водитель на старте ощущает не добавленные мотору «лошади». На самом деле вместе с мощностью меняется и крутящий момент ДВС на разных оборотах, который затем трансмиссия преобразовывает в силу тяги на колесах. Именно моментная характеристика определяет интенсивность ускорения машины.

Другими словами, над прошивкой для каждой модели авто с конкретным двигателем работает целая команда автоинженеров. В обязательном порядке учитывается огромное количество различных параметров. В совокупности результат позволяет добиться приемлемых характеристик работы мотора на различных режимах, нужной отдачи от ДВС с сохранением его ресурса, экономичности, экологичности и т.д.

Однако при создании прошивки инженеры закладывают, скажем так, несколько усредненные параметры. Именно по этой причине чип-тюнинг позволяет менять настройки. Например, можно менять углы опережения зажигания. В результате в конце такта сжатия происходит воспламенение смеси и создается увеличенное давление газов на поршень, крутящий момент также возрастает.

Еще добавим, что разные двигатели имеют индивидуальный запас стойкости к детонации. Если на одних моторах изменение УОЗ проходит без явных последствий, на других такие манипуляции могут быстро вывести ДВС из строя. Также важно понимать и то, что изменение угла опережения зажиганием проявляет себя не во всем диапазоне оборотов.

Обычно на высоких оборотах изменение УОЗ не дает результата, то есть мощность и момент не растут. Это значит, что максимальная скорость фактически остается прежней. При этом улучшение динамики можно наблюдать на низких и средних оборотах, чего обычно достаточно для большинства рядовых автолюбителей.

Добавим, что непрофессиональные настройщики часто идут самым простым путем, то есть фактически заходят в память ЭБУ и изменяют основные параметры заводской программы. Далее машину и работу ЭСУД никто не настраивает. В этом случае последствия могут быть катастрофическими.

Чип-тюнинг дизельного двигателя или бензинового мотора: влияние на ресурс ДВС

Вполне очевидно, что даже если все операции по прошивке и настройке выполнены правильно, увеличение мощности и крутящего момента так или иначе будет означать износ ДВС.

Прежде всего, происходит ускоренный механический износ нагруженных элементов и пар трения (поршневое кольцо и стенки цилиндров, шатунные и коренные вкладыши в местах соединения с шатунами, коленвалом, в постели коленвала в БЦ и т.д.)

Например, работа поршневого кольца в цилиндре имеет следующие особенности. Пока топливо в цилиндре не горит, кольца испытывают минимум нагрузки. Стенка поршневого кольца находится параллельно стенке цилиндра. Однако в момент воспламенения топлива происходит скачок давления, в результате чего кольцо в своей канавке начинает выворачивать от нагрузки.

Читайте также:  Как побороть страх вождения автомобиля

Что касается вкладышей, а также опорных элементов, кроме трения на детали воздействует и так называемая радиальная деформация. Простыми словами, происходит изменение формы отверстий. Вполне очевидно, что в парах трения образуются зазоры, появляются ударные нагрузки. Вкладыши попросту разбиваются, их также может провернуть.

Так вот, чип-тюнинг позволяет изменить параметры, которые были настроены на заводе. В результате увеличивается момент и мощность, но параллельно возрастают и нагрузки в самых важных узлах ДВС. Естественно, баланс износа, прогнозируемый конструкторами мотора, также будет нарушен.

Стоит добавить, что подобные процессы затрагивают не только ДВС, но и КПП. Параллельно могут быстрее выйти из строя катализатор и кислородный датчик. Также сокращается ресурс моторного и трансмиссионного масла, то есть смазочные жидкости нужно чаще менять.

На многих моторах вдобавок увеличивается расход масла на угар.
Еще дополнительные нагрузки испытывает и система охлаждения ДВС, которая работает более интенсивно в результате увеличения мощности. По этой причине нужно следить за работоспособностью, качеством антифриза и чистотой каналов системы охлаждения.

Как правильно чиповать двигатель и эксплуатировать прошитый мотор

Становится понятно, что для грамотного чип-тюнинга необходимо иметь специальное оборудование, а также развернутый доступ к технологическим картам работы мотора. Многое будет зависеть и от опыта и квалификации самих специалистов.

Дело в том, что изменение любого параметра (например, момент зажигания или впрыска) приводит к тому, что другие параметры также потребуют коррекции. Причем делать это нужно только с учетом полного понимания процесса и различных нюансов. Только такой подход позволяет получить прирост мощности и момента с минимальным ущербом для ДВС.

Причина заключается в том, что все системы остаются штатными, при этом не всегда запаса их производительности хватает для того, чтобы справиться с дополнительной мощностью без последствий для мотора.

Получается, ресурс двигателя зависит не только от прошивки и квалификации настройщиков, но и от самого водителя. Если учесть, что даже стоковый двигатель на заводской прошивке под большими нагрузками быстрее выйдет из строя, тогда понятно, что постоянно нагруженный чипованный мотор попадет на капиталку еще быстрее.

Другими словами, водителю не нужно постоянно использовать появившиеся после прошивки дополнительные возможности агрегата. Еще важно понимать, что если мотор изношен и потерял мощность, запрещено пытаться улучшить отдачу от ДВС при помощи изменения программы блока управления. В этом случае, скорее всего, быстро проявятся серьезные неисправности.

Что в итоге

С учетом вышесказанного можно сделать вывод о том, что внесение любых изменений в штатную прошивку ЭБУ или установка дополнительных модулей осуществляется владельцем на свой страх и риск. Иногда бывает так, что тюнингованные прошивки из непроверенных источников могут содержать ошибки. В результате силовой агрегат работает с большими отклонениями от нормы и быстро ломается.

Нужно понимать, что модифицированное ПО для блоков управления от различных производителей может стоить начиная от 150-200 у.е. до 3000 у.е. и даже больше. Цена зависит от типа и модели двигателя, а также от целого ряда других факторов.

Однако кустарные мастера не имеют такой возможности и материальной базы. Главной задачей для них является приобретение прошивки как можно дешевле. Как правило, такие предложения поступают исключительно от малоизвестных изготовителей или даже частных лиц. Естественно, дальнейшая проверка и правка ПО затем осуществляется прямо на машине.

Напоследок отметим, что если владелец имеет стойкое желание сделать чип-тюнинг своего автомобиля, тогда нужно быть готовым к тому, что после прошивки мощность увеличится на 5-15%, однако ресурс ДВС сократится, как минимум, на 10-20%. Параллельно может увеличиться расход топлива, возрастут требования к качеству горючего и его октановому числу.

К этому следует добавить, что в обязательном порядке необходимо будет дополнительно сократить межсервисный интервал по замене масла в двигателе и КПП, топливных фильтров, антифриза или тосола в системе охлаждения, свечей зажигания и других «расходников».

Другими словами, для сохранения ресурса мотора после чип-тюнинга нужно будет закономерно увеличить общие затраты на содержание и обслуживание автомобиля. Становится понятно, что с учетом всех рисков и нюансов для рядового гражданского ТС целесообразность подобного вида тюнинга ставится под большое сомнение.

Преимущества и недостатки чип-тюнинга автомобиля

В автомобильном деле чип-тюнинг – явление сравнительно молодое. Он возник в конце ХХ века в Европе и сразу приобрел большую популярность. Множество поклонников у него и сегодня, ведь он позволяет существенно доработать двигатель, не вмешиваясь в его внутренности, однако улучшая его функционирование по многим параметрам. Однако его тонкости, «плюсы» и «минусы» известны далеко не всем автомобилистам.

Что представляет собой чип тюнинг

Следует начать с главного что такое чип-тюнинг автомобиля, что под ним подразумевают. Первоначально термин означал усовершенствование работы мотора без внешнего вмешательства в его внутренний механизм. Это была настройка разных режимов функционирования его электроники, изменение внутренних программ управления. Нынче термином «Clup tunning», который дословно переводят как «настройка микросхемы», чаще всего, именуют корректирование системы управления мотором автомобиля. Одновременно такой термин употребляем в случае применения дополнительных автомобильных модулей электроники, за счет чего эту систему можно усовершенствовать.

Если обобщить все эти тонкости, нюансы, имеющие, кстати, свою специфическую окраску почти в каждой европейской стране, содержание слова «чип-тюнинг» сведется к такой своеобразной перепрошивке мотора, которая исключает механическое вмешательство в него и дает, как результат, следующие выгоды:

  • увеличивает мощность мотора,
  • снижает расход автомобильного горючего,
  • облегчит процесс вождения машины.

Положительные стороны чиповки двигателя

Как и любое иное автомобильное ноу-хау, чип-тюнинг способен привести не только к улучшению работы мотора, но и к некоторым непредвиденным моментам, о которых надо знать заранее. Чип-тюнинг двигателя имеет «плюсы», «минусы». Поэтому специалисты подчеркивают, что чиповать можно не каждый двигатель, а лишь в тех машинах, у которых действует ЭБУ – электронный блок управления двигателем. Именно этот блок подлежит перепрошивке.

Постоянное совершенствование этой процедуры на базе современных технологий привело к тому, что его начали проводить практически для всех машин инжекторного типа. Исключение составляют лишь отдельные образцы японских моделей. Поэтому с инженерной точки зрения нет особенной разницы в том, чиповать, скажем, наш родной незаменимый ВАЗ или «крутой» заграничный «Porsche».

Помимо того, в перечень технических средств, пригодных для чиповки, эксперты относят не только легковые машины, но грузовые, а также трактора, мотоциклы, яхты, катера и прочую современную технику, заметно добавляя её двигателям мощность, снижая затраты топлива, цены на которое становятся всё более высокими. Это главные положительные стороны чиповки.

Влияние доработки на срок эксплуатации мотора

Теперь об обратной стороне «медали» – тех потенциальных опасностях, которые таит в себе чипование, даже если оно проведено грамотно, с чётким соблюдением всех требуемых операций.

Многие водители интересуются, влияет ли на ресурс двигателя чип. Большинство экспертов в унисон отмечают его недостатки, которые могут привести к преждевременной поломке двигателя, его неожиданному выходу из строя, необходимости заниматься основательным ремонтом автомобиля, тратя на него немалые средства.

Дело в том, что если увеличить мощность двигателя и крутящий момент, это в той или иной степени увеличит нагрузку на важные части двигателя внутреннего сгорания, то есть начнет ускорять процесс его износа. Особенно это касается поршневых колец, стенок цилиндров, шатунных и коренных вкладышей, прочих деталей. Вкладыши, например, получат немалую радиальную деформацию, что станет фундаментом для образования разного рода зазоров и иных дефектов. Есть также риск того, что непрофессиональное проведение чиповки не уменьшит, как ожидалось, а увеличит расход горючего. Поэтому планируя тюнинг дизельного двигателя, равно как и мотора, работающего на бензине, желательно заранее узнать у специалистов, чем он может угрожать автомобилю в будущем, насколько отразится на сроке эксплуатации двигателя, какие его части, детали первыми окажутся в зоне риска и т. п.

Для каких автомобилей чип-тюнинг двигателя пойдет на пользу

Многолетний опыт убедительно доказал, что для большого количества автомобилей чип-тюнинг мотора однозначно идёт ему на пользу. Прежде всего, он необходим для тех машин, на которых имеется ГБО. Газовое оборудование заставляет проводить чиповку в обязательном порядке, поскольку переход с одного типа горючего на иной изменяет важные характеристики функционирования мотора.

Обязателен он также при наличии турбонагнетателя, при этом мощность может возрасти на 20%. Если имеется турбодизель, увеличение мощности составит примерно четверть, причём крутящийся момент возрастет чуть ли не на треть. Подходит тюнинг моторам атмосферного типа, прибавляя им почти 10% мощности. Разумеется, во всех этих случаях просчитывать, вреден ли для двигателя тюнинг, надо, чтобы иметь всю полноту информации, однако, по мнению многих специалистов, для только что перечисленных видов автомобилей риск преждевременного износа двигателя является незначительным и вряд ли должен останавливать владельца автотранспорта перед дилеммой: «Проводить чиповку или нет».

Стоимость чип-тюнинга

Размер стоимости чиповки определяется в каждом конкретном случае, так как он зависит от многих важных факторов. Среди них – модель машины, тип мотора, год выпуска, вкусы и пожелания самого хозяина авто и т. д. Свою шкалу имеет, по существу, и каждая специализированная фирма, занимающаяся такими непростыми сервисными вопросами, поэтому разброс цен очень велик даже в пределах одного и того же региона, отличаясь порой в 3 – 4 раза. Надо иметь в виду, что не всегда высокая стоимость работы адекватна ее качеству, поэтому предварительно желательно провести тщательный мониторинг цен в соотношении с качеством услуг и основательно консультироваться, чтобы выбрать в результате наиболее оптимальный вариант, посильный для личного бюджета.

Почему завод-изготовитель не выполнит чип-тюнинг самостоятельно

На это есть немало веских причин. Завод-производитель даёт покупателям фундаментальную основу, дополнить которую каждый из них вправе, исходя из собственных пожеланий, вкусов и финансовых возможностей. Многовариантный процесс чиповки занял бы у него неоправданно много усилий, не дав, в конце концов, желаемого массового эффекта. Поэтому на практике всё, чаще всего, решается по испытанному принципу «На вкус и цвет товарищей нет!».

Ссылка на основную публикацию